Разделы

Бизнес Законодательство Телеком Беспроводная связь Мобильная связь

В России повысили штраф за спам-звонки до миллиона рублей

Совет Федерации одобрил закон о введении штрафов до одного млн руб. за спам-звонки. Такой размер наказания грозит юрлицам, должностным лицам — до 100 тыс., а физическим лицам — до 20 тыс. руб.

Новые правила

Совет Федерации одобрил на пленарном заседании закон о введении штрафов до одного млн руб. за спам-звонки от роботов и автоинформаторов, сообщил ТАСС.

Статья 14.3 российского Кодекса об административных правонарушениях (нарушение законодательства о рекламе) дополняется новой частью об ответственности за нарушение установленных законодательством требований к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи, то есть с помощью телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи.

Действующее законодательство разрешает распространение рекламы только с предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. Также не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с помощью автоматического дозванивания или автоматической рассылки.

За год россияне получают десятки миллионов спам-звонков

За нарушение этих требований устанавливается штраф для граждан в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб., для должностных лиц — от 20 тыс. до 100 тыс. руб. и для юрлиц — от 300 тыс. до одного млн руб.

Спам-звонки одолели

Российские власти пытаются бороться с телефонным спамом десятилетиями. CNews писал об их инициативах и в 2013 г., и в 2022 г.

Несмотря на все усилия, количество спам-звонков в России постоянно растет.

Например, в январе 2023 г. рекламщики, пытались позвонить россиянам 28,5 млн раз, что уже немало — это примерно по одному звонку на каждого пятого гражданина России. К августу 2023 г. по статистике «Мегафона» их стало 48,5 млн, то есть прирост составил 35%. И это только те звонки, которые удалось отфильтровать одному оператору.

Федеральная антимонопольная служба России в 2022 г. дала гражданам возможность оставлять на своем сайте жалобы на рекламные звонки, после чего заявка будет рассмотрена, а номер звонившего заблокирован в сетях всех операторов.

В 2023 г. ФАС возбудила 143 дела по результатам жалоб граждан на полученную без согласия рекламу, подсчитали в ИТ-компании HFLabs.

Чаще всего россияне жаловались на рекламные звонки без согласий (63 обращения) и сообщения, полученные по электронной почте (40 обращений). В 2022 г. больше всего жалоб поступило тоже на несанкционированные звонки (68 дел).

Главными спамерами в 2023 г. стали банки и микрофинансовые организации — жалобы на них составляют 33% от всего объема обращений граждан в ФАС. На втором месте — разного рода услуги (25%), на третьем — медицина (11%).

Рекордный штраф

Рекордный штраф спамерам предложила назначить Федеральная комиссия по связи США (ФКС) — $300 млн. Об этом писал CNews в январе 2023 г.

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

Два дельца осуществили автоматический обзвон свыше полумиллиарда телефонных номеров на территории США. Общее количество таких звонков составило пять млрд.

В ходе этого обзвона адресатам навязчиво рекламировались контракты по обслуживанию автомобилей — якобы в рамках расширения гарантийного ремонта. К гарантии это никакого отношения не имело.

По мнению экспертов, величина штрафа должна заставить задуматься тех, кто не хочет отказываться от спам-бизнеса из-за его высокой прибыльности.

На вопрос CNews, коснется ли новый закон о штрафах за спам-звонки деятельности голосовых помощников, представители правовой службы компании-разработчика голосовых помощников Neuro.net ответили: «Новый закон не устанавливает какую-либо новую норму или запреты. Он ужесточает наказания за нарушение уже существующего запрета – не осуществлять спам-звонки. Штраф для юридических лиц теперь составит от 300 тыс. до 1 млн руб. (ранее он был от 100 тыс. до 500 тыс. руб.)».

Александр Бабкин, Газпромбанк: Сейчас иностранные ИБ-решения в Газпромбанке замещены на 65%
безопасность

«Спам-звонки – это массовые звонки, на которые абоненты не давали согласия, – добавили в правовой службе Neuro.net. – Да, спам-звонки запрещены: закон «О рекламе» запрещает спамить, а закон «О персональных данных» – обрабатывать персональные данные без разрешения человека. То есть чтобы звонить людям, нужно взять у них согласие на получение рекламы и согласие на обработку персональных данных. Помимо этого, Суды и Роскомнадзор считают, что номер телефона без дополнительной информации, например, имени – это не персональные данные. Кроме того, в ФЗ «О рекламе» сказано, что у человека должна быть возможность отозвать согласие на получение рекламы в любой момент. Для соблюдения данной нормы мы после запроса пользователей об отзыве согласия на получение рекламы исключаем их номера телефонов из базы».

«Данным законом в целях повышения эффективности борьбы с таким широко распространенным явлением, как телефонные спам-звонки, и пресечения роста указанных правонарушений усиливаются меры ответственности за их совершение», — заявил член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Николай Владимиров.

Анна Любавина