Разделы

Бизнес Финансовые результаты

EastWind: инновации генерируют успех

Во второй половине 90-х годов началось формирование сектора сотовой связи. Тогда же появилась компания EastWind, которая поставляет ПО для предприятий телекоммуникационной сферы. В настоящее время компания предлагает решения класса OSS/BSS и системы биллинга, а также уделяет большое внимание направлению VAS. В планах компании – использовать свои наработки в смежных областях.

Инфокоммуникации, в сравнении с другими отраслями, – молодая индустрия, формирующаяся буквально на наших глазах. Разумеется, развивается она неравномерно. Если для западных стран точка отсчета приходится на последние декады прошлого столетия, то Россия в век ИКТ вступила на десяток с лишним лет позднее, в конце девяностых - начале двухтысячных годов. Рождение компании EastWind связано именно с этим периодом: екатеринбургский вендор программного обеспечения начал свою работу в 1997 году. Это вполне закономерно: во второй половине 90-х началось формирование самого динамичного сектора российской телеком-индустрии - сотовой связи. Новой отрасли требовались новые технологии. И те, кто будет эти технологии создавать. Момент стартапа и для отрасли, и для EastWind в каком-то смысле был шагом в неизвестность: перспективы сотового бизнеса еще невозможно было предсказать. Но путь, выбранный во многом интуитивно, оказался верным – мобильной связи была уготована роль локомотива телеком-технологий.

Рождение продукта

Конец девяностых - начало двухтысячных - время, когда российская сотовая связь прокладывает себе дорогу: лоскутное покрытие, громоздкие мобильные трубки, работающие в стандартах 1-2 поколений – NMT и D-AMPS. Сотовые компании появляются на свет, опережая друг друга. По всем направлениям развитие идет экстенсивным путем, под лозунгом "Еще больше абонентов!". В этих условиях операторам требуются решения, способные автоматизировать рутинные рабочие процедуры и решать самую насущную задачу - расчеты за услуги. Ответ вендора на эту потребность рынка – разработка биллинговой системы EastWind Billing System.

Созданная система была целиком и полностью made in Russia. В ситуации, когда слова "русский софт" считались практически оксюмороном в присутствии мощных зарубежных брендов, вывод на рынок сложного ПО "нашего" производства был неоднозначным решением. Но принимая его, компания исходила не из амбициозного замысла – "переплюнуть" западных вендоров, а из сугубо прагматических соображений: предложить продукт, учитывающий специфику российской мобильной отрасли и условия работы отечественных компаний. Рынок принял инициативу положительно, и с этого момента EastWind вошел в список тех немногих отечественных разработчиков, чья продукция может составить конкуренцию мировым вендорам. В практическом плане это нашло отражение в победе в тендере на поставку биллинговых решений для компаний группы "СМАРТС" (2000) и внедрении EastWind Billing System в филиалах поволжского оператора (2000–2002).

Ключевые партнеры EastWind

Поставщики программных и аппаратных решений:
• Microsoft
• Hewlett Packard/Compaq
INTEL
Cibernet
Телесенс

Ассоциации:
• Союз участников рынка инфокоммуникационных услуг
• Ассоциация "НАИРИТ"

Первое пятилетие нового века для российской телеком-отрасли и, в частности, мобильной связи, было весьма бурным. Сотовый телефон из статусного аксессуара стремительно превращается в предмет первой необходимости, лавинообразно растет число пользователей, и операторский бизнес становится все более привлекательным. С одной стороны, это время острой конкурентной борьбы сотовых компаний, с другой – окончательная победа, в русле мировых тенденций, цифрового стандарта GSM и внедрение тех сервисов, без которых сегодня мобильную связь уже нельзя представить – sms, ussd, голосовая почта и т.д. На этой стадии у операторов формируются новые требования к разработчикам ПО. Все большую роль играют такие параметры, как производительность, надежность и отказоустойчивость. Еще один момент: необходимость предлагать абонентам новые, нестандартные услуги. Наличие привлекательного сервиса в ассортименте оператора - одновременно и средство выделиться в ряду конкурентов, и возможность получать дополнительную прибыль.

В соответствии с этими запросами EastWind продолжает развитие продуктовой линейки - наращивает возможности существующих систем и создает новые. Ассортимент пополняется рядом востребованных разработок: сервисные системы, контакт-центр, SMS и USSD-центры и другие.

Растет и число клиентов. Особенно активно EastWind действует в среднеазиатской части СНГ. В этом регионе сотовая связь появляется на несколько лет позже, чем в России, и опыт разработчика, досконально знающего все механизмы и подводные камни, оказывается чрезвычайно полезным для начинающих операторов. Системы EastWind запускаются в сотовых сетях Киргизии, Таджикистана, Узбекистана.

Новые задачи

В середине двухтысячных годов индустрия переходит к новой фазе – зрелости и насыщения. Сокращается круг игроков, и победившие в конкурентных войнах прочно занимают завоеванные позиции. На первый план выходит уже не стремление "накрутить" доход за счет приращения абонентской базы, а необходимость найти иные способы повышения прибыли. Исчерпав тактику "бури и натиска", рынок обращается к более продуманным стратегическим маневрам. Одновременно идет распространение сетей нового поколения (3G) и тестирование их возможностей.

Программные продукты EastWind

Продуктовая линейка компании EastWind состоит из 4-х основных направлений:

1. OSS/BSS. Системы поддержки бизнеса и операций операторов связи: биллинговые решения, роуминговая платформа, mediation и т.д.;
www.eastwind.ru/products/oss_bss_solutions/

2. Messaging. Транспортные системы, позволяющие предоставлять абонентам услуги передачи данных по различным каналам. В направлении три группы продуктов:
SMS Solutions – системы и сервисы на базе SMS;
USSD Solutions – системы и сервисы на базе USSD;
• MMS Solutions – системы и сервисы для работы с мультимедийными сообщениями.
www.eastwind.ru/products/message_passing/

3. Решения VAS. Системы позволяют предоставлять абонентам услуги с добавленной стоимостью.
• Voice VASголосовые сервисы для абонентов 2 и 3G сетей;
• Video VAS – сервисы, предоставляемые на базе видеотелефонии и услуг передачи данных для абонентов 3G сетей; • Call & Contact Management – сервисы по управлению вызовами и контактами абонентов.
www.eastwind.ru/products/vas_solutions/

4. Call/Contact Center. В направление входят продукты, предназначенные для организации качественного справочно-информационное обслуживания клиентов.
www.eastwind.ru/products/call_center/

Новый блок операторских задач отразился и на политике EastWind. К этому моменту компания выдвинула на рынок системы, которые оптимально отвечали насущнейшим потребностям клиента. В частности, были разработаны продукты, адаптированные для работы в сетях 3G. Эти инициативы получили признание в профессиональной среде, на родине и за рубежом. В 2006 году проект по внедрению EastWind Billing System в 3G-UMTS-сети ведущего таджикского оператора "Вавилон-Мобайл" стал финалистом международного конкурса World Billing Awards (Лондон). А еще через год EastWind запускает новый масштабный проект: внедрение биллинговой системы в 3G-сети федерального оператора "Скай Линк". За 3 года биллинговые решения EastWind были инсталлированы в 16 филиалах компании.

Что делать, если инфраструктура не успевает за ростом бизнеса?
Маркет

В числе факторов, определяющих развитие телекоммуникаций и в российском, и в мировом масштабе, в последние два-три года отчетливо выделяются два ведущих.

Во-первых, движение к интеграции. Раньше каждая ветвь телеком-технологий развивалась в своем собственном русле, с четко очерченными границами. Сейчас эти ручейки стремятся слиться в единый поток, вбирающий в себя фактически все виды ИКТ: проводная и сотовая телефония, телевидение, интернет, и т.д.

Второе мощное влияние – глобальный экономический кризис. Компаниям-поставщикам телеком-услуг приходится отвыкать от сверхприбылей, спешно искать новые пути приращения доходов, минимизировать затраты, реструктурировать бизнес.

Репутацию продавцов на «Авито» оценит искусственный интеллект
искусственный интеллект

Под действием двух этих факторов мировой телеком в очередной раз меняет свои очертания. Вписаться в эту новую реальность – задача, стоящая перед каждым игроком рынка, будь то оператор или разработчик. В планах компании EastWind как дальнейшая работа в направлении биллинговых технологий, так и разработка продуктов для повышения прибыльности телеком-бизнеса - решений по управлению голосовыми и видеосервисами, приобретающих все большую популярность у пользователей и являющихся важной статьей операторских доходов.

Сегодня ИКТ-сфера все активнее встраивается в повседневную жизнь и влияет на нее. Первое десятилетие XXI века стало стартовым, в перспективе эта тенденция будет только набирать обороты. Использовать накопленный опыт и потенциал, чтобы грамотно управлять ею, быть в постоянном поиске и являться источником новаций, полезных и бизнесу, и обществу в целом – в этом EastWind видит свою стратегическую задачу. Девиз компании - "Совершенствуя будущее" - сегодня актуален как никогда.