Сравнительно недавно корпоративные порталы реализовывались в основном либо на платформе MS SharePoint, либо на самописных решениях. В настоящий момент на российском рынке представлено множество сильных вендоров, а сами порталы постепенно трансформируются, меняются также и требования к интранету.
Эволюция концепции корпоративного портала
Российский рынок корпоративных решений продолжает переживать эпоху активного развития и трансформации. Появляется все больше отечественных разработок-аналогов ранее популярных международных платформ и сервисов. При этом уже давно российские компании предлагают не столько замену ушедшему с рынка «западному» продукту, сколько новые разработки с учетом отечественных реалий бизнеса.
Буквально 5–10 лет назад корпоративный портал даже в крупных организациях в ряде случаев представлял собой простую платформу с ограниченным набором функций. Чаще всего содержание такой платформы включало в себя списки сотрудников с датами рождения и контактами, раздел с новостями компании и какие-то общие файлы вроде локальных нормативных актов, загружаемые туда вручную.
Постепенно концепция трансформировалась: современный корпоративный портал стал гибким решением, позволяющим интегрировать внутрь себя практически любой функционал. Современный интранет — это уже не просто статичный сайт или примитивная база данных, а полноценная экосистема для бизнеса, включающая защищенный мессенджер, документооборот, обучение, трекер задач, мобильное приложение и мн. др.
В числе основных причин эволюции следует назвать:
- тренд на распределенную команду и удаленную работу;
- потребность в едином пространстве для совместной работы в режиме онлайн;
- необходимость в качественной защите корпоративных данных (сайта, куда можно зайти по корпоративной почте и паролю, уже недостаточно);
- растущая текучка кадров и необходимость хранить информацию в едином поле.
Задачи, которые может решать современный корпоративный портал
- Коммуникация: корпоративный мессенджер, видео-конференц-связь, управление рабочей почтой.
- Контроль за выполнением задач: организация рабочего процесса, постановка задач, отслеживание сроков исполнения проектов.
- Хранилище данных: централизованное хранение базы знаний, нормативной документации, регламентов и инструкций.
- Работа с персоналом: информация для новых сотрудников, запись на обучение, прохождение онлайн-курсов. Здесь стоит различать интранет, куда удобно хранить самые важные инструкции и файлы, и полноценную HR-платформу, где возможностей для управления корпоративным обучением и другими процессами гораздо больше.
- Безопасность: защита конфиденциальной информации и персональных данных сотрудников.
- Информация о корпоративных ценностях и культуре: документы о корпоративной политике, презентации для сотрудников и др.
Современные российские корпоративные порталы предлагают широкий спектр услуг, начиная от базовых внутренних сообщений и заканчивая сложными аналитическими модулями. Некоторые из них включают элементы аналитики, позволяющие руководству оперативно получать отчеты и оценивать эффективность подразделений.
Что можно включить в современный интранет?
Сегодня корпоративный портал — это своего рода центр интеграции многих информационных ресурсов компании. Среди наиболее востребованных сервисов:
- электронный документооборот (ЭДО) — упрощение согласования документов и повышение прозрачности рабочих процессов;
- платформы онбординга — помощь новым сотрудникам в быстрой адаптации в коллективе и освоении рабочих обязанностей;
- интеграция с имеющимися CRM- и ERP-системами — синхронизация данных между внутренними и внешними процессами компании;
- облачные хранилища и сервисы обмена файлами — единое пространство для хранения и обработки файлов всеми сотрудниками;
- мессенджеры и средства коммуникации — удобные каналы связи для оперативной передачи информации;
- управление корпоративной почтой — настройка рассылок, смена пароля и др.
Все эти компоненты формируют единую инфраструктуру корпоративного портала, способствующую повышению эффективности и снижению издержек на организацию работы.
Целевые аудитории корпоративных порталов
Выбор подходящего корпоративного портала зависит от специфики компании и ее размера.
Для маленьких «семейных» организаций и стартапов подойдут небольшие решения, легко настраиваемые и обеспечивающие базовые функции коммуникации и контроля задач. Часто такие предлагают компании, предоставляющие CRM-системы, кадровый или обычный электронный документооборот.
Растущие бизнесы и крупные корпорации однозначно нуждаются в более сложных многофункциональных системах, способных масштабироваться и поддерживать большое количество пользователей одновременно. В некоторых компаниях предпочитают пользоваться корпоративными порталами на основе коробочных решений: их сложнее настраивать и кастомизировать в случае изменений требований к интранету, зато вся информация расположена в рамках одной системы, что должно упрощать интеграцию. Также популярны продукты, которые представляют собой корпоративный портал с возможностью интеграции с основными представленными на нашем рынке ERP-системами. Можно упомянуть и самописные платформы, которые до сих сохранились в ряде консервативных организаций, но очевидно, что разработка собственной инфраструктуры требует значительных временных затрат и вложений, и все большее количество компаний предпочитают найти готовое решение.
Критерии выбора корпоративного портала
При формировании требований к корпоративному порталу рекомендуется следовать следующим рекомендациям.
- Определите конкретные цели и задачи вашего корпоративного портала: он будет предназначен только для внутреннего пользования или понадобится подключать контрагентов?
- Изучите потребности и предпочтения ваших сотрудников относительно функционала и интерфейса. Им важно единое поле для информации от HR-блока, возможность одной кнопкой узнать остаток дней отпуска или быстро выгрузить аналитику о продажах? Так у вас получится понять, с каких отделов начать внедрение.
- Соберите необходимые модули и функции: ведение новостей, управление документами, личные кабинеты, структурированные каталоги сотрудников и социальные активности.
- Оцените простоту установки и настройки, наличие удобной системы управления контентом.
- Выберите подходящую форму размещения (облако или локальное размещение).
- Изучите, насколько возможно интегрировать портал с существующими системами компании, если это необходимо, и насколько сложно будет что-то поменять, если потребуется.
- Оцените работу с порталом с точки зрения UX: легко ли искать нужные документы, под рукой ли горячие клавиши и др.
- Учтите необходимость индивидуальной настройки портала под нужды каждого сотрудника.
- Рассчитайте требуемую производительность и пропускную способность для большого числа пользователей и объемов данных.
- Проанализируйте возможности дальнейшего расширения функционала и адаптации под растущие бизнес-задачи.
- Обратите внимание на техническое сопровождение и обновления от разработчика.
- Получите демодоступ и проведите тестирование самостоятельно на фокус-группе.
- Изучите обратную связь от фокус-группы.
Выбирая корпоративный портал, компания получит мощный инструмент повышения внутренней эффективности и оптимизации повседневной коммуникации. Выбор правильного инструмента позволит вашему бизнесу выйти на новый уровень эффективности и конкурентоспособности.
Таким образом, интранет из записной книжки с контактами коллег стал неотъемлемой частью современной цифровой среды предприятий. Его использование позволяет повысить производительность труда, сократить расходы на внутреннюю логистику и обеспечить комфортную среду для эффективной совместной работы.