Спецпроекты

На страницу обзора
От сайта к полнофункциональному ресурсу: как рынок меняет корпоративные порталы

Сравнительно недавно корпоративные порталы реализовывались в основном либо на платформе MS SharePoint, либо на самописных решениях. В настоящий момент на российском рынке представлено множество сильных вендоров, а сами порталы постепенно трансформируются, меняются также и требования к интранету.

Эволюция концепции корпоративного портала

Российский рынок корпоративных решений продолжает переживать эпоху активного развития и трансформации. Появляется все больше отечественных разработок-аналогов ранее популярных международных платформ и сервисов. При этом уже давно российские компании предлагают не столько замену ушедшему с рынка «западному» продукту, сколько новые разработки с учетом отечественных реалий бизнеса.

Буквально 5–10 лет назад корпоративный портал даже в крупных организациях в ряде случаев представлял собой простую платформу с ограниченным набором функций. Чаще всего содержание такой платформы включало в себя списки сотрудников с датами рождения и контактами, раздел с новостями компании и какие-то общие файлы вроде локальных нормативных актов, загружаемые туда вручную.

Рейтинг корпоративных порталов 2025

Подробнее: обзор корпоративных порталов 2025

Функциональность
Архитектурные особенности
Экосистемность
Безопасность
Стоимостная политика
355
125
95
50
60
355
110
95
50
70
355
120
85
40
46
323
90
95
50
55
341
100
80
30
35
325
95
70
30
60
300
100
45
30
55
280
105
10
30
70
294
115
30
45
261
80
25
30
60
258
90
25
30
36
201
100
25
30
45
181
105
35
30
50

Постепенно концепция трансформировалась: современный корпоративный портал стал гибким решением, позволяющим интегрировать внутрь себя практически любой функционал. Современный интранет — это уже не просто статичный сайт или примитивная база данных, а полноценная экосистема для бизнеса, включающая защищенный мессенджер, документооборот, обучение, трекер задач, мобильное приложение и мн. др.

В числе основных причин эволюции следует назвать:

  • тренд на распределенную команду и удаленную работу;
  • потребность в едином пространстве для совместной работы в режиме онлайн;
  • необходимость в качественной защите корпоративных данных (сайта, куда можно зайти по корпоративной почте и паролю, уже недостаточно);
  • растущая текучка кадров и необходимость хранить информацию в едином поле.

Задачи, которые может решать современный корпоративный портал

  • Коммуникация: корпоративный мессенджер, видео-конференц-связь, управление рабочей почтой.
  • Контроль за выполнением задач: организация рабочего процесса, постановка задач, отслеживание сроков исполнения проектов.
  • Хранилище данных: централизованное хранение базы знаний, нормативной документации, регламентов и инструкций.
  • Работа с персоналом: информация для новых сотрудников, запись на обучение, прохождение онлайн-курсов. Здесь стоит различать интранет, куда удобно хранить самые важные инструкции и файлы, и полноценную HR-платформу, где возможностей для управления корпоративным обучением и другими процессами гораздо больше.
  • Безопасность: защита конфиденциальной информации и персональных данных сотрудников.
  • Информация о корпоративных ценностях и культуре: документы о корпоративной политике, презентации для сотрудников и др.

Современные российские корпоративные порталы предлагают широкий спектр услуг, начиная от базовых внутренних сообщений и заканчивая сложными аналитическими модулями. Некоторые из них включают элементы аналитики, позволяющие руководству оперативно получать отчеты и оценивать эффективность подразделений.

Что можно включить в современный интранет?

Сегодня корпоративный портал — это своего рода центр интеграции многих информационных ресурсов компании. Среди наиболее востребованных сервисов:

  • электронный документооборот (ЭДО) — упрощение согласования документов и повышение прозрачности рабочих процессов;
  • платформы онбординга — помощь новым сотрудникам в быстрой адаптации в коллективе и освоении рабочих обязанностей;
  • интеграция с имеющимися CRM- и ERP-системами — синхронизация данных между внутренними и внешними процессами компании;
  • облачные хранилища и сервисы обмена файлами — единое пространство для хранения и обработки файлов всеми сотрудниками;
  • мессенджеры и средства коммуникации — удобные каналы связи для оперативной передачи информации;
  • управление корпоративной почтой — настройка рассылок, смена пароля и др.

Все эти компоненты формируют единую инфраструктуру корпоративного портала, способствующую повышению эффективности и снижению издержек на организацию работы.

Целевые аудитории корпоративных порталов

Выбор подходящего корпоративного портала зависит от специфики компании и ее размера.

Для маленьких «семейных» организаций и стартапов подойдут небольшие решения, легко настраиваемые и обеспечивающие базовые функции коммуникации и контроля задач. Часто такие предлагают компании, предоставляющие CRM-системы, кадровый или обычный электронный документооборот.

Российский рынок корпоративных решений продолжает переживать эпоху активного развития и трансформации

Растущие бизнесы и крупные корпорации однозначно нуждаются в более сложных многофункциональных системах, способных масштабироваться и поддерживать большое количество пользователей одновременно. В некоторых компаниях предпочитают пользоваться корпоративными порталами на основе коробочных решений: их сложнее настраивать и кастомизировать в случае изменений требований к интранету, зато вся информация расположена в рамках одной системы, что должно упрощать интеграцию. Также популярны продукты, которые представляют собой корпоративный портал с возможностью интеграции с основными представленными на нашем рынке ERP-системами. Можно упомянуть и самописные платформы, которые до сих сохранились в ряде консервативных организаций, но очевидно, что разработка собственной инфраструктуры требует значительных временных затрат и вложений, и все большее количество компаний предпочитают найти готовое решение.

Критерии выбора корпоративного портала

При формировании требований к корпоративному порталу рекомендуется следовать следующим рекомендациям.

  1. Определите конкретные цели и задачи вашего корпоративного портала: он будет предназначен только для внутреннего пользования или понадобится подключать контрагентов?
  2. Изучите потребности и предпочтения ваших сотрудников относительно функционала и интерфейса. Им важно единое поле для информации от HR-блока, возможность одной кнопкой узнать остаток дней отпуска или быстро выгрузить аналитику о продажах? Так у вас получится понять, с каких отделов начать внедрение.
  3. Соберите необходимые модули и функции: ведение новостей, управление документами, личные кабинеты, структурированные каталоги сотрудников и социальные активности.
  4. Оцените простоту установки и настройки, наличие удобной системы управления контентом.
  5. Выберите подходящую форму размещения (облако или локальное размещение).
  6. Изучите, насколько возможно интегрировать портал с существующими системами компании, если это необходимо, и насколько сложно будет что-то поменять, если потребуется.
  7. Оцените работу с порталом с точки зрения UX: легко ли искать нужные документы, под рукой ли горячие клавиши и др.
  8. Учтите необходимость индивидуальной настройки портала под нужды каждого сотрудника.
  9. Рассчитайте требуемую производительность и пропускную способность для большого числа пользователей и объемов данных.
  10. Проанализируйте возможности дальнейшего расширения функционала и адаптации под растущие бизнес-задачи.
  11. Обратите внимание на техническое сопровождение и обновления от разработчика.
  12. Получите демодоступ и проведите тестирование самостоятельно на фокус-группе.
  13. Изучите обратную связь от фокус-группы.

Выбирая корпоративный портал, компания получит мощный инструмент повышения внутренней эффективности и оптимизации повседневной коммуникации. Выбор правильного инструмента позволит вашему бизнесу выйти на новый уровень эффективности и конкурентоспособности.

Таким образом, интранет из записной книжки с контактами коллег стал неотъемлемой частью современной цифровой среды предприятий. Его использование позволяет повысить производительность труда, сократить расходы на внутреннюю логистику и обеспечить комфортную среду для эффективной совместной работы.