Спецпроекты

Вячеслав Алексеев, R-Style Softlab

Вячеслав Алексеев, R-Style Softlab:

Страховые компании выходят в дистанционные каналы

На растущий российский страховой рынок в конце 2018 г. вышла R-Style Softlab — крупная ИТ-компания, работающая на финансовом рынке. В июле она завершила два проекта в группе Россельхозбанка, в результате которых заказчики автоматизировали процессы оформления и продажи страховых продуктов с помощью фронт-офисного решения из новой линейки RS-Insurance. О том, какие ИТ-решения могут облегчить жизнь страховым компаниям, в интервью CNews рассказал директор департамента систем электронного банковского обслуживания R-Style Softlab Вячеслав Алексеев.

CNews: Вячеслав, R-Style Softlab дебютировала на рынке страховых компаний. Почему вы решили начать экспансию в сфере автоматизации страхового бизнеса?

Вячеслав Алексеев: Компания выбрала верную для себя стратегию выхода на новые рынки, и наш департамент с готовностью включился в процесс поиска новых вариантов применения своих продуктов.

На протяжении многих лет основной вектор развития R-Style Softlab связан с сегментом крупных финансовых организаций. Практически у каждой из них есть свои дочерние страховые компании, которые, благодаря наличию у нас успешного опыта работы с банками, все чаще стали рассматривать нашу компанию как возможного ИТ-партнера.

Обслуживание клиентов в страховых компаниях по сути напоминает обслуживание банковских клиентов, и зачастую оба этих процесса сосредоточены в одних и тех же офисах «материнских» банков. Страховые, так же как банки, нуждаются во фронтальном решении для оформления страховых продуктов в офисах и в решениях для дистанционных каналов, где они могли бы коммуницировать со своими клиентами, отображать информацию о продуктах и предлагать их к продаже онлайн.

Вячеслав Алексеев: Обслуживание клиентов в страховых компаниях по сути напоминает обслуживание банковских клиентов

Сейчас банковский сектор является самым прорывным с точки зрения развития и применения ИТ-технологий. Так как мы давно работаем на банковском рынке и имеем компетенции и экспертизу по созданию фронт-офисных систем и систем дистанционного банковского обслуживания, мы можем поделиться накопленным опытом и экспертизой со страховыми компаниями. Их работа, как и работа коллег из банков, тоже связана с обслуживанием клиентов, и чем лучше и быстрее они это будут делать, тем больших успехов добьются в борьбе за лояльность и количество клиентов. Так что решение R-Style Softlab предложить услуги страховым компаниям было вполне обоснованным.

На сегодняшний день у некоторых страховых компаний, на наш взгляд, фронтальные системы устарели и требуют модернизации, а системы для дистанционных каналов иногда вовсе отсутствуют, поэтому мы считаем данный сегмент рынка для себя перспективным.

CNews: Чем конкретно решения R-Style Softlab могут быть полезны страховому рынку?

Вячеслав Алексеев: Что нужно страховым компаниям? Во-первых, им нужно оперативно оформлять страховые продукты клиентам, которые пришли в отделение страховой, банка или любого другого партнера. Во-вторых, чтобы конкурировать на рынке, страховые компании стремятся быстро выводить новые продукты — time-to-market для них критически важен. И в-третьих: Банк России начал активно регулировать процесс страхования. Вводятся новые законодательные нормы, которым должны соответствовать страховые продукты, и проверки, которые необходимо осуществлять в части страхователей, застрахованных и других участников договора страхования. В настоящее время многие нормативные акты находятся в стадии формулирования, так что процесс появления новых требований не прекращается, поэтому страховым надо уметь быстро на них реагировать. Таким образом, страховому бизнесу нужен инструмент, позволяющий оперативно обслуживать клиентов, быстро выводить продукты на рынок и удовлетворять появляющимся требованиям регулятора. Разрабатывая систему RS-Insurance, мы старались, чтобы она решала все вышеупомянутые задачи.

Кроме того, мы обеспечили в своем продукте ведение учета полисов в разрезе подразделений, на которые завязана мотивация продающих сотрудников и управленческая отчетность. Ранее бланки с условиями страховых программ для оформления полиса печатались и доставлялись в отделения централизованно. Необходимость их оперативной печати и логистику в точки продаж мы заменили ИТ-решением. Это позволяет заказчикам существенно повысить эффективность и снизить риски.

CNews: Что умеет RS-Insurance? Расскажите, пожалуйста, подробнее о возможностях системы.

Вячеслав Алексеев: Страховые компании, как и все современные организации, выходят в дистанционные каналы. Чтобы быть серьезным игроком на этом рынке, им необходимо наряду с работой в офисах продвигать свои продукты в цифровом виде на всевозможных площадках и маркетплейсах. Наша система позволяет оперативно подключать витрины и партнерские сети к продаже тех или иных продуктов. При этом соблюдается четкое разделение прав доступа участников процесса для сохранения конфиденциальности информации.

Отличительной особенностью системы RS-Insurance является предоставление клиентам страховой компании «Личного кабинета» в веб- и мобильных приложениях. Там они могут приобрести полис онлайн, а также увидеть свои имеющиеся полисы, получить исчерпывающую информацию о продуктах, подать обращение на изменение параметров договора.

Вячеслав Алексеев: Страховые компании стремятся быстро выводить новые продукты — time-to-market для них критически важен

Если говорить о традиционном страховании, то там продукты достаточно простые. А вот полисы инвестиционного или накопительного страхования жизни, например, являются сложными продуктами, и система должна позволять их настраивать и предоставлять понятный инструментарий финансовым консультантам, которые эти продукты продают. Что касается клиентов страховых, для них наше решение сможет в удобном виде визуализировать информацию о том, что они получат, приобретая тот или иной продукт, а также позволяет строить графики прибыльности, сравнивать различные продукты с точки зрения сроков, сумм, доходности. В «Личном кабинете» они могут просмотреть графики своих взносов и оплатить их онлайн.

Что немаловажно, решение предоставляет возможность прописать в полисе все необходимые условия и риски, которые должны быть сообщены клиенту. Печатные формы для условий, правил и полисов можно настраивать в соответствии с текущими нормами законодательства.

CNews: Безусловно, все эти возможности позволят страховой компании повысить эффективность и оперативность своей работы. Скажите, пожалуйста, с помощью, каких технологий это достигается?

Вячеслав Алексеев: Для фронтального решения важно обеспечить отказоустойчивость и производительность. Мы как разработчики высоконагруженных информационных систем имеем опыт построения надежных и безопасных решений. Компания наработала большой опыт интеграции с внешними системами, необходимыми при осуществлении продаж: платежные шлюзы, онлайн-кассы, операторы фискальных данных с применением технологий, позволяющих быстро, надежно и безопасно осуществлять онлайн-транзакции.

Требования по надежности, безопасности и производительности сохраняются также для «Личного кабинета» и онлайн-продаж. Но, помимо этого, в них должны быть предусмотрены современные привлекательные инструменты, позволяющие осуществлять все необходимые операции. Стандартно для этих целей используются два канала: интернет-клиент и мобильный банк. Мы, как разработчики, предоставляем оба этих инструмента с учетом всех требований к безопасности, удобству пользовательского интерфейса, быстрому встраиванию новой функциональности.

Еще одна технологическая особенность нашего решения — микросервисная архитектура, на которой оно построено. Она не только позволяет быстро запускать в эксплуатацию ту или иную отдельную функциональность, но и повышает общую надежность и масштабируемость системы.

CNews: Поделитесь, пожалуйста, подробностями об уже реализованных компанией R-Style Softlab проектах в страховых компаниях. Какие результаты достигнуты? Можно ли провести анализ их эффективности?

Вячеслав Алексеев: Мы завершили два проекта внедрения в страховых компаниях группы Россельхозбанка — «РСХБ-Страхование жизни» и «РСХБ-Страхование». На текущий момент решения находятся в промышленной эксплуатации.

Могу поделиться некоторыми данными по проекту в «РСХБ-Страхование жизни». За те 11 месяцев, пока шел проект, проектной командой было установлено 50 релизов и обновлений системы, реализовано свыше 500 задач. Но результат того стоил. Сейчас к системе подключено более 5 000 пользователей. Настроен широкий спектр страховых продуктов. По данным Всероссийского союза страховщиков, по результатам работы за I полугодие 2019 года «РСХБ-Страхование жизни» заняла 16 место среди компаний, предоставляющих услуги по страхованию жизни. Надеюсь, в этом успехе есть заслуга и нашей системы.

В целом наше решение подходит для продажи любых нематериальных продуктов и услуг — будь то страховые полисы, сертификаты на медицинское обслуживание или любой другой документ. На первый взгляд все эти услуги совершенно разные, но суть у них одна.

CNews: Есть ли в линейке продуктов компании какие-то еще решения, кроме фронт-офисных, которые могли бы быть полезны страховщикам?

Вячеслав Алексеев: Да, есть. Например, RS-XBRL — универсальная система подготовки отчетности в формате XBRL. Решение охватывает весь цикл подготовки отчетности — от загрузки таксономии, до отправки сформированных отчетов регулятору. Поскольку страховые компании уже обязаны предоставлять отчетность в данном формате, наше решение может им пригодиться.

Помимо этого страховым может быть полезна ИАС RS-DataHouse — универсальная платформа для построения хранилища данных и развертывания бизнес-приложений на его основе.

CNews: Какие у вас планы продвижения продукта на рынке страховых компаний?

Вячеслав Алексеев: Несмотря на то, что эта предметная область для нас была новой, применение к ней наших решений оказалось успешным. Это было достаточно сложно, но интересно. С точки зрения бизнес-логики в страховых компаниях все происходит иначе, чем в банках. Но с точки зрения технологий использование нашей платформы, которая является достаточно гибкой, позволило автоматизировать совершенно новую предметную область в короткие сроки.

Мы довольны новым продуктом. Судя по отзывам наших клиентов, он удался, и мы с энтузиазмом займемся его дальнейшим продвижением. Уже ведутся пресейл-активности в этом направлении, так что мы готовы к новым интересным проектам. Наши неоспоримые преимущества заключаются в том, что у нас есть профессиональная команда, классный продукт, и мы умеем адаптироваться под требования каждого заказчика, кастомизируя нашу систему для решения именно его конкретных задач.

Вернуться на главную страницу обзора