CNews: Расскажите немного о компании «ИРТех».
Олег Исайкин: Компания «ИРТех» является активным участником рынка автоматизированных информационных систем (АИС) для сферы образования. Мы фактически стояли у истоков этого сегмента рынка в России, выпустив в 2002 году АИС NetSchool («Сетевая Школа»), где впервые предложили пользователям электронный журнал и дневник, доступ к которым осуществлялся через интернет.
Сегодня в каждом третьем регионе страны эксплуатируются наши решения, а это более 10 млн пользователей и 15 тыс образовательных организаций. Наши АИС автоматизируют учебно-воспитательный процесс образовательных организаций всех типов (детских садов, школ, организаций дополнительного, профессионального образования), органов управления образованием муниципалитетов и регионов. «ИРТех» предлагает готовые решения для организации регионального сегмента ГИС «Контингент» и электронных услуг, модуль выгрузки данных ФСПЭО, систему тестирования РОСТ и уникальный комплекс оценки качества образования МСОКО.
В своей работе мы стараемся не просто следовать запросам отрасли, а формировать эти запросы вместе с педагогами-инноваторами, предлагая современные ИТ-решения. Отрасль образования и информатизации богата яркими лидерами, они открыты и готовы делиться своим опытом. Например, трансформация нашей школьной АИС NetSchool в современную платформу «Сетевой Город. Образование» произошла в процессе взаимодействия с администрацией г. Губкинский (Ямало-Ненецкий автономный округ), являвшегося на тот момент самым молодым городом России. Свой вклад в развитие функционала системы вносит практически каждый новый регион, а мы тиражируем этот опыт на всех заказчиков «ИРТех» в России и странах СНГ.
CNews: Когда началось ваше сотрудничество с правительством Тульской области?
Олег Исайкин: Если вспоминать историю, то первое поколение нашей АИС было ориентировано на пользователей в конкретных образовательных организациях и продавалось в отдельные школы. Так, в Тульской области инсталляции NetSchoolпрошли в г.Новомосковск – сначала систему внедрили в лицее «Школа менеджеров», затем средней школе №10 и ряде других школ региона. Это было в далеком 2006 году, почти в другой информационной эпохе.
В феврале 2015 года компания «ИРТех» получила запрос из Министерства по информатизации и связи Тульской области, мы организовали телеконференцию с презентацией всей нашей экосистемы решений для образования. Заказчик искал оптимальный сценарий создания комплексной информационной региональной системы в сфере образования (в том числе системы учета контингента) и проводил сравнительный анализ функционала ранее внедренных АИС с предложениями на рынке.
В ходе дальнейшего общения мы по достоинству оценили подход туляков к решению этой задачи. Представители министерства не ограничились презентацией и решили лично посмотреть на опыт территорий, уже эксплуатирующих аналогичные системы. Летом 2015 года состоялся рабочий визит на площадки в Самарской области. Мы показали архитектуру системы, наработки по защите от сетевых атак, познакомили заказчика с методической составляющей внедрения. Далее «ИРТех» в партнерстве с Ростелекомом принял участие в объявленном Тульской областью конкурсе. Мы уверенно победили и приступили к выполнению контрактных обязательств. Так что история взаимоотношений с Тульской областью у нас, с одной стороны, многолетняя, а с другой, ее новейший период насчитывает чуть больше года.
CNews: Каков был уровень автоматизации системы образования региона на тот момент?
Олег Исайкин: Уровень был вполне достойный, выше среднего по России. Тульская область не первый год ведет работу по информатизации системы образования, в регионе развернуто несколько решений для разных задач. Что-то устраивало заказчика полностью, некоторые системы требовали доработок. В таких условиях нам было проще работать – заказчик уже попробовал разные продукты, знал их проблемные места и четко контролировал ход работ, не допуская повторения недочетов прошлых внедрений.
CNews: Какие задачи были поставлены перед «ИРТех» региональным правительством на первом этапе?
Олег Исайкин: В рамках нового проекта Министерство по информатизации и связи и Министерство образования Тульской области стремились избавиться от «лоскутной» автоматизации, унифицировать поток первичных данных и сформировать для всех участников образовательного процесса единую информационную среду с возможностями масштабирования.
Автоматизация бизнес-процессов в сфере образования
Источник: ИРТех, 2016
Согласно условиям контракта «ИРТех» внедрял сразу три продукта, полностью интегрированных между собой: «Е-услуги. Образование», «Сетевой город. Образование» и «Учет контингента». Чуть более высокий приоритет был у электронной очереди в детские сады, предназначенной для решения наиболее острой социальной задачи, – ее мы реализовали уже в ноябре 2015 года. Сжатые сроки проекта диктовались не столько условиями госконтракта, сколько необходимостью начать работать во всех системах с 1 января 2016 года. Только синхронный запуск всех трех продуктов в самом начале календарного года позволял получить существенную экономию средств для региона.
CNews: Как развивалось сотрудничество в дальнейшем?
Олег Исайкин: Наше взаимодействие с регионом в основном осуществляется через Центр информационных технологий (ЦИТ) Тульской области. Сотрудники центра на ежедневной основе контролируют работоспособность систем, обучают и поддерживают пользователей. Хотелось бы особо отметить опыт ЦИТ по подготовке информационных материалов для учителей, помогающих им быстро освоить работу в новой системе. Сейчас мы вместе готовимся к началу нового учебного года, в котором все образовательные организации региона будут работать в новой системе.
CNews: Какие из решаемых задач вы вспоминаете как наиболее интересные? Какие сложности возникали?
Олег Исайкин: Некоторые казалось бы типовые образовательные процессы оказались наполнены региональной спецификой. Например, зачисление в детские сады Тульской области исторически было организовано несколько иначе, чем в других регионах, где мы осуществляли внедрение электронной очереди. В результате анализа бизнес-процессов мы пришли к выводу, что стоит адаптировать наши системы для поддержки подобного сценария – он может быть востребован и другими заказчиками.
Классической проблемой таких внедрений является качество первичных данных, и здесь проще сказать, каких сложностей не возникало. На этапе запуска особенно важно, чтобы каждый пользователь был не только проинформирован, но и обучен работе в АИС согласно своей роли. Эту задачу специалисты «ИРТех» решали вместе с консультантами Центра информационных технологий и Министерства образования всю осень 2015 года, обучив тысячи пользователей.
CNews: Как вы оцениваете уровень автоматизации образования в Тульской области на сегодняшний день?
Олег Исайкин: Первый этап сотрудничества завершен, интеграция с федеральными отраслевыми системами, автоматизация процесса зачисления и обучения реализованы. Начинается новый учебный год, который позволит в полной мере оценить эффективность развернутых решений. Мы довольны результатами своей работы, надеемся, что регион тоже. Очень важно понимать, что успех системы образования зависит не только от уровня ее автоматизации. ИТ – это лишь инструмент, помогающий специалистам, родителям и ученикам эффективно решать задачи предоставления и получения качественного образования.
CNews: В чем, по вашему мнению, залог успешной реализации региональных ИТ-проектов?
Олег Исайкин: По итогам выполненных в Тульской области работ мы еще раз убедились в том, что ключевым фактором успеха ИТ-проекта являются люди, их мотивация, потенциал и желание сделать жизнь региона лучше. Без этого выстроить работоспособную информационную систему в сфере образования практически невозможно, даже обладая солидным бюджетом или получив федеральные гранты. Прекрасной иллюстрацией этого является миссия ЦИТ: «Повысить качество жизни людей с помощью информационных технологий».
CNews: Какой функционал уже используется пользователями системы «Сетевой город. Образование», в каком объеме?
Олег Исайкин: Интерфейс АИС доступен пользователям в браузере через интернет, а процесс работы в системе напоминает использование обычного web-сайта. Во втором полугодии 2015/2016 учебного года на регулярной основе в АИС работали около 60-70 тыс. человек в месяц. За этот период посетители получили от системы 31,3 млн web-страниц информации.
Самыми активными участниками «Сетевого города» оказались школьники – они генерируют около 60% всех посещений, просматривая оценки, расписание и домашнее задание. Примерно 22% просмотров приходится на родителей (контроль успеваемости, школьные объявления, переписка с педагогами) и 18% – на сотрудников образовательных организаций (работа с расписанием, выставление оценок, учет посещаемости). Интересно, что 34% посетителей используют для работы с системой мобильные устройства – планшеты и телефоны.
Думаю, что число пользователей решения будет и дальше расти благодаря все более активному участию родителей в образовательном процессе. На мой взгляд, существенная вовлеченность учеников в работу с системой является наглядным свидетельством его качества.
CNews: Каковы ваши планы по развитию сотрудничества с правительством Тульской области?
Олег Исайкин: Мы готовы предложить правительству Тульской области дополнительные модули АИС, например, многоуровневую систему оценки качества образования МСОКО. Одной из самых востребованных функций этого модуля является возможность прогнозирования результатов ЕГЭ и ОГЭ каждого обучающегося, каждой общеобразовательной организации, каждого муниципального образования и региона в целом.
Для школьников Тульской области и их родителей к 1 сентября 2016 года мы подготовили еще один интересный проект – бесплатное мобильное приложение «Школьный Дневник», обеспечивающее моментальный доступ к расписанию, домашнему заданию и оценкам с мобильного телефона. Мы стараемся идти в ногу со временем и соответствовать запросам пользователей.