Спецпроекты

Алексей Киреев

Алексей Киреев:
Мы хотим делиться знаниями о больших данных

Алексей Киреев, директор по развитию бизнеса компании «Петер-Сервис», оценил динамику российского рынка бизнес-аналитики и долю консалтинга на этом рынке, а также рассказал о том, какую выгоду дает аналитика больших данных операторам связи.

CNews: Как вы оцениваете динамику российского рынка бизнес-аналитики в 2013 году?

Алексей Киреев: Мы не готовы говорить о цифрах, однако стоит отметить, что эти сегменты представляются уже более-менее насыщенными, а интерес рынка все больше смещается в сторону анализа больших данных и «умной» аналитики, то есть использования методов математической статистики и машинного обучения с целью выявления скрытых закономерностей в предпочтениях и поведении абонентов.

CNews: Насколько финансовые показатели вашей компании по направлению BI коррелируют с динамикой рынка? Какие типы задач пользовались максимальным спросом, какие – показали максимальную динамику?

Алексей Киреев: Будем откровенны, в части больших данных и «умной» аналитики на рынке пока что не очень много реально работающих бизнес-моделей. Однако, как уже было отмечено, интерес к этой теме огромен, и многие компании экспериментируют в этой области. Мы также активно двигаемся в этом направлении и ожидаем, что в ближайшее время данный сегмент ждет большой рост. Пока говорить о каких-либо финансовых показателях преждевременно.

CNews: По вашему опыту, какую долю в BI-проектах в денежном выражении занимает консалтинг?

Алексей Киреев: Конкретные цифры назвать сложно, так как они обычно сильно отличаются от проекта к проекту, однако традиционно в BI-проектах доля консалтинга велика. Что же касается рынка ИТ-консалтинга в России, то он самый быстрорастущий среди всех типов консалтинговых услуг. По данным аналитиков, в 2013 году он вырос почти на 30%, а его доля в общем объеме рынка консультационных услуг увеличилась с 51% до 59%.

Эти показатели можно объяснить повышением внимания бизнеса к современным информационным технологиям в целом и стремлением к сокращению издержек. Руководители крупных компаний из самых разных секторов экономики приходят к пониманию того, что недостаточно выбрать, установить и начать эксплуатировать ту или иную информационную систему. Необходимо привлекать к оценке эффективности ее работы специалистов, непосредственно занимающихся разработкой программных продуктов, а также имеющих огромный опыт в их поддержке и эксплуатации.

Безусловно, компания «Петер-Сервис» также занимается выполнением консалтинговых услуг. За 10 лет наши специалисты успешно провели более 100 технических аудитов в различных телеком-компаниях. Развитие такого направления, как ИТ-консалтинг, мы для себя считаем одним из приоритетных.

CNews: Что в вашей трактовке представляют собой большие данные?

Алексей Киреев: Вопрос об интерпретации этого термина возникает на каждой профильной конференции, но все равно каждый понимает его несколько по-своему. Не пытаясь пересказать традиционные определения, хочется отметить, что большие данные вдохнули вторую жизнь во многие давно известные технологии. В частности, это относится к математической статистике и машинному обучению.

kireev_aleksej_ps.jpg

Алексей Киреев: Вопрос об интерпретации больших данных возникает на каждой профильной конференции, но все равно каждый понимает его несколько по-своему

Большие данные не могут обойтись без этих технологий, однако их возможности применимы и к вполне традиционным «умеренно большим» данным. Например, к таким системам, как BSS, ERP, CRM. И мы видим, что «умная» аналитика с использованием методов математической статистики и машинного обучения дает очень хорошие результаты и при работе с указанными источниками данных.

В целом же, использование технологий больших данных открывает широкие возможности освоения новых сегментов приложения бизнеса, продвижения продуктов и услуг и предсказания экономических и социальных трендов. В России пока не все понимают, что большие данные – это не большие объемы данных сами по себе, а большие деньги, которые можно дополнительно заработать, используя эти накопленные данные.

CNews: Какие решения пользуются максимальным спросом?

Алексей Киреев: Потребности бизнеса с приходом технологий больших данных кардинально не изменились – операторов связи в условиях насыщения рынка и усиления конкуренции по-прежнему интересуют такие задачи, как уменьшение оттока, предложение новых, максимально соответствующих потребностям потребителей, продуктов, оптимизация инфраструктуры и так далее.

Другое дело, что с появлением технологий больших данных для большинства аналитических задач появились подходы, позволяющие решать их на новом уровне – повышать качество анализа и точность прогнозов. И еще больше, чем раньше, бизнес интересует TTM (time to market). Нет бизнеса, заинтересованного в проектах, результат которых будет виден только через год или больше.

CNews: Как вы планируете развивать направление больших данных?

Алексей Киреев: Подход компании «Петер-Сервис» отличается от большинства предложений, присутствующих на рынке, – мы не предлагаем универсальной платформы на все случаи жизни. Вместо этого мы выявляем конкретные знания об абонентах, которые может получить оператор связи с помощью больших данных, и находим бизнес-кейсы, посредством которых заказчик может на этом заработать дополнительные деньги.

Для ряда наиболее востребованных кейсов мы сейчас разрабатываем специализированные решения. Также в «Петер-Сервис» выделена квалифицированная команда аналитиков и математиков, благодаря чему мы можем оперативно решать практически любые аналитические задачи для наших заказчиков.

CNews: По вашим оценкам, какой будет динамика российского рынка бизнес-аналитики в 2014 году? Какие факторы окажут на нее максимальное влияние?

Алексей Киреев: Мы ожидаем, что количество проектов, связанных с большими данными, в 2014 году будет неуклонно возрастать. Очевидно, что российские заказчики начинают показывать свою осведомленность и заинтересованность в этих технологиях. От общих вопросов они приходят к формулированию конкретных аналитических задач и экспериментируют со способами их решения.

CNews: Расскажите о наиболее актуальных трендах мирового рынка? Готова ли ваша компания предложить соответствующие решения для российских заказчиков?

Алексей Киреев: В каноническом определении больших данных говорится о трех латинских буквах V, где одну из них расшифровывают как velocity (скорость), подразумевая то, что большие данные нужно не просто обрабатывать, но делать это достаточно быстро, пока эти данные не устарели. В идеале это должно происходить в режиме, близком к реальному времени. И мы видим, что real time аналитика сейчас является одним из основных мировых трендов. Российские заказчики пока проявляют ограниченный интерес к этому направлению, но он есть.

Другой важный мировой тренд в большей степени относится к рынку интернет-рекламы. Все большую популярность набирают технологии алгоритмического размещения рекламы, когда выбор того, какой именно баннер и какое именно рекламное предложение показать потребителю при загрузке той или иной страницы, выполняется непосредственно в момент открытия этой страницы на основе информации о поведении и предпочтениях данного конкретного индивида. Эти технологии активно используют мировые лидеры интернет-рынка (Google, Facebook и другие), они не только размещают собственную рекламу, но и предоставляют сторонним компаниям услуги по показу их рекламных сообщений потребителям с заданными параметрами.

Возможности операторов связи не только не уступают, но порой и превышают возможности интернет-компаний – они обладают огромным количеством знаний о поведении и предпочтениях своих абонентов и также могут включиться в экосистему интернет-рекламы. Например, оператор связи может реализовать у себя платформу, интегрированную в эту систему и позволяющую размещать собственную рекламу оператора в Сети, используя принципы алгоритмического размещения. То есть при каждом показе иметь возможность определить, какое именно из рекламных предложений оператора должен увидеть данный конкретный потребитель.

Помимо размещения собственных сообщений, оператор может предоставить услугу по алгоритмическому размещению интернет-рекламы сторонним компаниям, где в качестве конкурентного преимущества может использоваться в агрегированном виде информация о поведении собственных абонентов. Важно отметить, что такая бизнес-модель соответствует российскому законодательству, и при должном использовании может принести оператору существенную выгоду, не ухудшая при этом лояльность его абонентской базы.

«Петер-Сервис» готов предоставить операторам связи квалифицированные консультации и программные решения, позволяющие реализовывать подобные бизнес-кейсы. Более того, мы настроены делиться этими знаниями, поэтому занимаемся формированием вокруг темы больших данных экспертного сообщества – нами были проведены уже несколько конференций, посвященных большим данным, и планируем организовывать подобные мероприятия и в дальнейшем.

Вернуться на главную страницу обзора