Мобильник на борту - больше не угроза
Самые находчивые производители мобильных телефонов и КПК с возможностью приема-передачи данных уже включают в свои устройства функцию «режим полета», блокирующую радиопомехи. Исходя из того, что в таком режиме мобильные устройства не могут помешать работе оборудования авиалайнеров, британское Агентство гражданской авиации (CAA) разрешило пассажирам использовать их в качестве органайзеров, для работы с документами или просмотра фотографий, сообщает Reuters. Таким образом, на рейсах авиакомпаний, находящихся под юрисдикцией CAA, можно теперь использовать все мобильные устройства с отключенными функциями телефонии, а не только ноутбуки, игровые устройства и плееры, как это было ранее. Тем не менее, на рейсах многих британских авиакомпаний – от бюджетной JetBlue до United и British Airways - по-прежнему высматривают на борту пассажиров с включенными мобильными телефонами.По отзывам бортпроводников, им сложно самим определить, какие устройства с функцией приема-передачи данных (мобильники, радиоуправляемые игрушки и пейджеры) работают в безопасном режиме, а какие – нет. Поэтому, согласно недавней инструкции CAA, авиакомпании обязаны проводить специальный инструктаж своего персонала, чтобы подобного рода вопросов у экипажа не возникало. Выявив не переведенное в безопасный режим устройство, бортпроводник должен проследить, чтобы пассажир его выключил. Обращаясь к производителям мобильных устройств, позволяющих блокировать радиопомехи в режиме полета, CAA просит использовать понятный индикатор безопасного режима работы, - как, к примеру, на смартфоне Sony Ericsson P900, где на экране появляется надпись «РЕЖИМ ПОЛЕТА».
Насколько запрет на использование мобильников в полете вообще оправдан – спорный вопрос, утверждают специалисты. Как пишет журнал The Economist, несмотря на укрепившееся мнение, мобильные телефоны сами по себе не представляют угрозы для безопасности воздушных перевозок - оборудование современных авиалайнеров достаточно надежно защищено от радиопомех. На среднестатистическом перелете через Атлантику, как правило, несколько пассажиров всегда забывают выключить свои трубки, и это не мешает аэробусам благополучно приземляться по другую сторону океана. Наиболее серьезными происшествиями по вине включенных мобильников были до сих пор лишь ложные срабатывания противопожарной сигнализации в багажном отсеке самолета и помехи, возникающие в наушниках экипажа.
В то же время, если включить телефон на большом расстоянии от наземной базовой станции – к примеру, на высоте 9 тыс. метров, - то он начнет передавать сигнал с максимально возможной мощностью, что может вывести из строя навигационные системы в радиусе 30 см от устройства. Система под названием WirelessCabin, созданная консорциумом из крупнейших европейских высокотехнологических компаний, включая Airbus, Siemens и Ericsson, а также Германский аэрокосмический центр, предусматривает установку бортовой базовой станции размером с ноутбук, что, по словам разработчиков, снизит мощность сигнала мобильников в тысячу раз по сравнению с обычной. Бортовая станция будет с помощью спутниковой связи соединена с наземной телефонной сетью. При этом кабина самолета будет специальным образом экранирована, чтобы включенные на борту мобильники не смогли связаться наземными базовыми станциями: все звонки будут осуществляться через бортовую систему.

Как утверждают в своем отчете разработчики проекта WirelessCabin, в течение следующих 2-4 лет около половины крупнейших авиакомпаний планируют предоставить своим пассажирам возможности использования на борту мобильной связи стандарта GSM и беспроводного доступа в интернет. Уже летом этого года WirelessCabin будет протестирована на аэробусе A340-600, а испытания на коммерческих авиалиниях запланированы на следующий год.
Подразделение Boeing Connexion также разрабатывает аналогичную систему, которая, как планируют в компании, будет введена в строй через 18-24 месяцев – необходимо еще получить одобрение регулирующих органов и не пройти лицензирование в Европе и Северной Америке.