Разделы

Бизнес Инвестиции и M&A Цифровизация ИТ в банках

Maykor приобрел седьмую компанию за год

PST Сompany, специализирующаяся на обслуживании банкоматов, вошла в состав группы Maykor. Главная проблема этого сегмента рынка - низкое качество оказания услуг, поэтому, к примеру, "Сбербанк", как крупнейший заказчик, пытается организовать обслуживание своей техники самостоятельно.

Аутсорсинговая группа Maykor приобрела у холдинга ITG компанию PST Сompany (Payment Service Technology), занимающуюся техническим обслуживанием банковской техники. Сумма сделки не разглашается. Выручка PST Company за 2012 г. составила 133 млн руб., численность персонала – 70 человек.

Желание получить компетенции в сфере обслуживания банковского оборудования в Maykor объясняют ориентацией банков на розничный сегмент - расширением филиальных сетей и увеличением количества устройств самообслуживания: банкоматов и платежных терминалов.

По прогнозам Retail Banking Research London, количество банкоматов в России к 2015 г. увеличится на 54%.

По мнению Maykor, банки заинтересованы в снижении стоимости владения ИТ-активами, в сокращении потерь из-за простоя вышедшего из строя оборудования, а также в рационализации взаимоотношений с поставщиками услуг.

В портфеле услуг Maykor также представлены компетенции по аутсорсингу эксплуатации — обслуживание офисной и компьютерной техники, систем обработки и хранения данных, инженерных систем и др. Таким образом, заказчики компании из финансовой сферы смогут получить комплексное обслуживание своих объектов, в частности, банковских отделений, по единому договору SLA, говорит президент Maykor Сергей Сульгин.

PST Company работает на российском рынке сервиса банковской техники с 2007 г. Среди ее заказчиков - «Сбербанк», «Газпромбанк», «Банк Зенит» и др. Логистическая система компании насчитывает более 30 складских помещений, расположенных в разных федеральных округах России.

На момент приобретения PST Company располагала центральным офисом в Москве, а также дополнительными офисами в Красноярске, Санкт-Петербурге и Туле. В этих городах сервисная поддержка оказывалась собственными силами, в других регионах - посредством партнерской сети (более 80 партнеров).

Кроме того, PST Company владеет ремонтным центром, который позволяет проводить не только ремонтные работы, но и восстанавливать запчасти и принадлежности. На базе центра действует лаборатория по исследованию причин поломок запчастей и поиску эффективных способов их устранения и профилактики.

Активы PST Company ─ ремонтный центр, складские помещения, фонд резервного и диагностического оборудования и др. ─ будут полностью перенесены в «ЦРТ Сервис» (одна из основных компаний группы Maykor) в течение года. Сотрудники и топ-менеджеры PST Company также перейдут в штат «ЦРТ Сервис», сообщила CNews вице-президент Maykor Ирина Семенова.

Какое «облако» подойдет вашей компании? Пройдите тест

На рынке обслуживания банкоматов PST занимает незначительную долю, говорит представитель группы «Ланит», чья дочерняя компания «ЛАН АТМсервис» оказывает аналогичные услуги: «Привести точные данные практически невозможно, но, по предварительным оценкам, доля PST в части сервиса более чем в десять раз меньше, чем у «ЛАН АТМсервис».

«Любые слияния и поглощения на сервисном рынке можно расценивать, как положительные, поскольку они переводят конкуренцию в более цивилизованное русло – от конкуренции цен к конкуренции качества, - добавляет представитель «Ланита». - И с этой точки зрения, менеджмент Maykor производит хорошее впечатление».

Качество обслуживания оборудования – это главный вопрос, который волнует крупнейшего заказчика данного рынка – «Сбербанк». В 2008 г. у него было всего 5 тыс. банкоматов и терминалов, а в 2013 г. их число превысило 60 тыс. «Все эти системы требуется сопровождать, - рассказывал CNews в начале 2013 г. один из топ-менеджеров банка. - Конечно, мы не справляемся своими силами и используем аутсорсинг. Но компании на многих локальных рынках зачастую абсолютно недееспособны. Качество поддержки, которое они могут обеспечить, очень низкое».

В банке было принято решение создать дочернюю компанию «Сбербанк-Сервис». «Это будет конкурент такого рода аутсорсингу. Мы считаем, что можем это делать лучше, - говорил его представитель. - Получится - получится, а если нет, значит будем продолжать использовать аутсорсинг».

«Облачный» язык бизнеса: 8 терминов, о которых должен знать каждый руководитель
Цифровизация

Более того, в «Сбербанке» считали, что смогут оказывать подобные услуги не только себе, но и на рынок: «Если мы создадим квалифицированный ресурс, мы сможем его использовать и для того, чтобы сопровождать другие компании, и зарабатывать на этом деньги». Изменились ли эти планы в связи с недавней сменой руководителя блока ИТ, CNews не известно.

В Maykor не считают инсорсинговые сервисные компании своими прямыми конкурентами. Это явление на банковском рынке характерно только для крупных банков, считает Ирина Семенова: «Создание таких структур – высокозатратная и непрофильная для банка задача, которая тяжелым грузом ложится на бизнес. Чаще всего, это узкоспециализированные компании, ориентированные, в основном, на отраслевую технику. Мощности, таким образом, закрывают лишь некоторую часть сервисных направлений для конкретных банков».

Отметим, что с начала 2012 г. приобретение PST Сompany стало для Maykor уже седьмым. Ранее в состав группы вошли компании «Инфосервис», сервисное подразделение «Амфител Плюс», Expertek, «ДВ-СТС» и «Автотанк-сервис». Кроме того, была достигнута договоренность о приобретении крупной аутсорсинговой компании «Россервис».

Александр Левашов