Спецпроекты

Компьютерный бизнес IBM "уплыл" в Китай

Бизнес Интеграция Инфраструктура
Слухи о приобретении китайской компанией Lenovo компьютерного бизнеса IBM подтвердились даже быстрее, чем ожидалось — сегодня сама корпорация официально распространила информацию о том, что соглашение между двумя компаниями уже достигнуто. Корпорация IBM создает с китайской компанией Lenovo Group совместное предприятие, которому, как утверждают информированные источники, будет передан весь бизнес «голубого гиганта», связанный с производством персональных компьютеров. На компьютерном небосводе воссияла новая звезда третьей (по счету) величины.

Основным владельцем нового предприятия станет Lenovo, IBM в нем будет принадлежать миноритарный пакет (18,9% акций). Первоначальная сумма платежа (в виде денежных средств и акций) составит $1,25 млрд., общая стоимость сделки, по некоторым оценкам, достигнет $1,75 млрд. Ожидается, что финансовые расчеты между двумя компаниями должны быть завершены во втором квартале 2005 года. Годовой объем продаж этого подразделения IBM составляет $10 млрд. «Голубой гигант» сконцентрируется на извлечении прибыли из нового предприятия за счет предоставления ему технических и финансовых услуг.

Lenovo эпохальная сделка позволит с триумфом выйти за пределы китайского рынка. Компания, становящаяся третьим по величине мировым производителем ПК, рассчитывает использовать мощный бренд IBM и пополнить свою клиентскую базу корпоративными и индивидуальными заказчиками «голубого гиганта». Объем продаж китайского производителя с завершением сделки возрастет четырехкратно и составит примерно $12 млрд., или 11,9 млн. единиц продукции (по данным за 2003 год). Китайцам перейдет отлаженная сбытовая сеть, имеющая представительства в 160 странах мира, а также уникальный по «весомости» и заслуживший признание у пользователей бренд.

Слухи о переговорах между IBM и Lenovo оживленно комментировались экспертами в последние дни, но теперь факт переговоров подтвердили и сами участники. Штаб-квартира новой компании будет располагаться в Нью-Йорке, центральные офисы — в г. Роли (штат Северная Каролина), где сейчас находятся подразделения IBM, занимающиеся исследованиями и разработками в области ПК, и в Пекине. В штат совместного предприятия должны перейти 2500 нынешних сотрудников IBM.


Глава Lenovo Лю Чуаньчжи (Liu Chuanzhi, слева) передает документы Джону Джойсу (John Joyce,справа), старшему вице-президенту IBM на пресс-конференции в Пекине, 8 декабря. Фото АР.

Наряду с выгодами, обусловленными выходом на мировой рынок ПК, Lenovo получает и соответствующие риски: прибыльность подразделения персональных компьютеров IBM невелика, а конкуренция в этом секторе достаточно остра. Существует определенная опасность того, что прежние клиенты IBM, в основе своей корпоративные, не захотят иметь дело с Lenovo и пополнят клиентскую базу Dell или Hewlett-Packard — нынешних лидеров рынка.

«Если бренд сразу после сделки будет изменен с IBM на Lenovo, последует массовое бегство клиентов,» — считает Мартин Гиллиленд, аналитик из сингапурского отделения Gartner. Впрочем, информированный источник утверждает, что условия сделки предусматривают широкое участие IBM в делах совместного предприятия в течение ближайших лет. IBM будет заниматься продажами компьютеров, техническим сопровождением, а также финансовыми услугами. В линейках продуктов новой компании будут по-прежнему использоваться такие популярные бренды, как IBM и ThinkPad.

Похожая схема была использована в сделке французской корпорации Thomson с китайской TCL — китайская компания контролирует бизнес совместного предприятия по производству телевизоров, а Thomson продолжает заниматься продажами и сервисом подразделения.

Игроков российского рынка ПК факт продажи компьютерного бизнеса IBM китайской компании Lenovo, похоже, не удивил. «Полагаю, что этот факт логично проистекает из тех действий, а вернее, их отсутствия, которые предпринимала компания IBM на рынке в течение последних лет, - отметил в интервью CNews директор по маркетингу компании Rover Computers Андрей Андреев. - Сосредоточившись на узком сегменте, растеряв инновационный потенциал, компания просто не могла развиваться и приносить прибыли. Даже на столь консервативном рынке, как корпоративный, IBM умудрилась терять свои позиции из года в год, уступая более агрессивным конкурентам. Развитие бизнеса IBM в России, которая является одним из трех наиболее динамично развивающихся мировых ИТ-рынков, основывалось исключительно на энтузиазме партнеров, сама компания каких-либо серьезных действий не предпринимала. Полагаю, что переход компьютерного бизнеса IBM к Lenovo является де-юре подтверждением уже известных всем фактов: львиная доля ИТ-оборудования "мировых" брендов производится в Китае, конечная цена - вопрос исключительно того, сколько бренд хочет добавить за свой логотип на корпусе».

«С другой стороны, - продолжает г-н Андреев, - ничего плохого в выходе китайского производителя на мировой рынок нет. Достаточно вспомнить ASUSTeK. Хорошая техника по приемлемым ценам. Надеюсь, скоро это можно будет сказать и о технике IBM».

В российском представительстве компании Fujitsu Siemens Computers комментировать действия прямого конкурента не стали, отметив лишь, что в отличие от IBM, Fujitsu Siemens по-прежнему продолжит производство ПК и серверов.

Накануне объявления о сделке торги по акциям Lenovo на Гонконгской фондовой бирже были приостановлены и возобновятся после официального объявления об исходе переговоров. Объем денежных средств китайской компании составляет сейчас всего $400 млн, и для покупки у IBM бизнеса ПК ей, очевидно, потребуется дополнительная эмиссия.