Разделы

Бизнес Тендеры Цифровизация ИТ в госсекторе Техника

ИС управления дронами РЖД притормозили на неизвестный срок

Создание в РЖД информационной системы управления беспилотными летательными аппаратами для ремонтных служб может застопориться на неопределенное время. На уже завершившийся было тендер пожаловались в ФАС.

Систему для РЖД притормозили

Как выяснил CNews, РЖД сходу не удалось подписать договор со своей «дочкой», которая победила в тендере железнодорожного монополиста на разработку автоматизированной системы управления беспилотными воздушными судами (АСУ БВС). Под судами подразумеваются радиоуправляемые квадрокоптеры с навесным оборудованием для дистанционного осмотра мест транспортных происшествий на железнодорожной инфраструктуре перед проведением аварийно-восстановительных работ.

Упомянутый тендер был объявлен РЖД 27 марта 2020 г. в формате открытого конкурса с начальной ценой лота в 75 млн руб. Закупка привлекла девять претендентов на договор. Имена проигравших участников в открытых документах не опубликованы.

Победителем 15 мая 2020 г. был признан «Отраслевой центр разработки и внедрения информационных систем» (ОЦРВ) с суммой предложения в размере 55,5 млн руб. (организация на 26% принадлежит РЖД, на 74% — ООО «РЖД-технологии»). Однако уже 28 мая заказчик разместил на сайте госзакупок уведомление о поступлении жалобы на конкурс в ФАС. Имя жалобщика и суть претензий в документе не указаны.

Создание системы управления дронами в РЖД откладывается

Рассмотрение жалобы намечено на 2 июня 2020 г. В зависимости от вердикта антимонопольного органа заказчик либо наконец сможет подписать договор с ОЦРВ, либо ему придется переиграть тендер. Пока сроком исполнения договора прописан июнь 2021 г.

Что за система нужна РЖД

В тендерных документах говорится, что эксперимент с применением беспилотников для информирования ремонтных служб РЖД провели еще в 2018 г., после чего и решили снабдить ими восстановительные поезда — для сокращения времени возобновления движения после аварий. Имеющиеся в РЖД дроны должны вылетать через час после получения сообщения о происшествии и перемещаться на высотах до 150 метров и в радиусе 1 км от проблемного места.

Объясняя необходимость создания информсистемы, заказчик сообщает, что в ходе эксплуатации беспилотников появились новые критически важные технологические задачи. Они связаны с учетом оборудования, госрегистрацией дронов, получением разрешений на полеты, контролем профподготовки специалистов технической и летной эксплуатацией, планированием полетов, учетом выполненной летной работы и инцидентов, а также управлением материально-техническим обеспечением аппаратов.

«Технические и технологические потребности, вызванные массовым приобретением и вводом в эксплуатацию беспилотников на предприятиях РЖД, указывают на необходимость создания автоматизированной системы управления парком судов, — По мере приобретения беспилотников другими подразделениями РЖД будет расширяться перечень объектов автоматизации системы, поэтому разработанная АСУ БВС должна обладать возможностью масштабирования».

Некоторые технические подробности

В техзадании говорится, что создаваемая система должна иметь модульную архитектуру. При ее разработке должны быть использованы либо программы из Реестра отечественного ПО при Минкомсвязи, либо свободно распространяемый софт с открытым исходным кодом.

Доступ пользователей к системе должен осуществляться с любого рабочего места в системе передачи данных РЖД через Web-интерфейс по технологии тонкого клиента и работать в том числе в «Яндекс.браузере» версии не ниже 17.1 — без предварительной установки какого-либо специализированного или дополнительного программного обеспечения. Кроме того, в системе должен быть предусмотрен доступ к ней с мобильных устройств РЖД.

«Перечень мобильных устройств будет предоставлен победителю открытой процедуры на этапе подготовки ТЗ на разработку АСУ БВС, — отмечается в документах. — Прием и передача данных АСУ БВС при взаимодействии с другими информационными системами РЖД должны осуществляться через программный интерфейс со стороны АСУ БВС. Состав данных и схемы информационных потоков должны быть определены на этапе формирования технического задания на разработку».

Параметры дронов РЖД

В январе 2019 г. по итогам первых испытаний дронов газета «Гудок» сообщала, что исходя из обстановки, которая может возникнуть на сети, РЖД сформировали довольно жесткий список требований, которым должны отвечать беспилотники. В частности, это вес не более 10 кг, продолжительность полета на одном комплекте батарей более 30 минут и протяженность не менее 10 км. Время подготовки к взлету не должно превышать 10 минут. Аппарат должен летать при скорости ветра до 15 м/сек., работать при температуре от минус 20 до плюс 40 градусов Цельсия, иметь защиту от электромагнитных помех.

Российский разработчик выпустил новую версию NGFW
Безопасность

Издание отмечало, что сейчас на рынке имеется множество моделей беспилотных летательных аппаратов с разными типами полезной нагрузки. Их стоимость колеблется от нескольких тысяч рублей до нескольких миллионов. В первых испытаниях в Томске и Туапсе приняли участие серийные беспилотники самолетного и мультикоптерного типа российских компаний ЦСТ (концерн «Калашников») и «Геоскан», а также китайской DJI.

«Испытания в Томске проведены для подтверждения заявленных производителями технических характеристик дронов, включая протяжённость полётов и возможность работы при резко отрицательной температуре, — рассказал “Гудку” начальник отдела спутникового мониторинга НИИАС Алексей Карелов. — В целом мультикоптерный тип продемонстрировал более устойчивую работу в условиях низких температур окружающего воздуха, при порывистом ветре и обильном снегопаде. Определено, что ключевыми техническими параметрами БВС для оснащения восстановительного поезда являются интуитивно понятное управление и габаритно-массовые характеристики».

Денис Воейков