Спецпроекты

Olympus свернет производство цифровых фотоаппаратов

4534
Техника
Резкое падение доходов может вынудить компанию Olympus сократить бизнес по производству фотоаппаратов и аксессуаров к ним. Спрос на ее продукцию, а также на камеры других брендов, продолжает сокращаться во всем мире на фоне изменений в предпочтениях потребителей – в качестве устройства для получения фотографий они все чаще выбирают смартфоны.

Olympus больше не на Олимпе

Компания Olympus в обозримом будущем может прекратить производство цифровых фотоаппаратов и полностью сменить направление бизнеса, сообщает японское издание Business Journal Japan. Сама компания пока не комментирует появившуюся информацию, однако в опубликованном в феврале 2019 г. финансовом отчете говорится лишь о серьезных убытках, но не о прибыли.

Olympus в 2019 г. отмечает 100 лет со дня основания. Между тем, на рынок фототехники она вышла лишь в 1934 г., и начала она с производства объективов для фотоаппаратов. До этого, с 1919 г. по 1934 г. компания выпускала только термометры и микроскопы.

Свою первую фотокамеру, названную Semi-Olympus I, Olympus выпустила уже в 1936 г. Сейчас Olympus входит в число крупнейших производителей фототехники – на японском рынке она три года подряд, с 2015 г. по 2017 г. включительно, удерживала первое место в сегменте беззеркальных камер. Лишь в 2018 г. она уступила лидерство компании Canon.

На мировой арене ситуация складывается иная: по данным Nikkei.com, в первую тройку производителей по объему продаж фотокамер со сменной оптикой входят Canon (доля рынка 49,1%), Nikon (24,9%) и Sony (13,3%). Оставшуюся 12,7-процентную долю Olympus делит со всеми остальными компаниями, включая Fuji, Olympus, Panasonic, Ricoh.

ol601.jpg
Компактный системный фотоаппарат Olympus линейки OM-D

C 2004 г. компания ведет два направления бизнеса – подразделение Olympus Imaging Corp. Занимается разработкой и производством биноклей, диктофонов, фотокамер, а в сферу деятельности Olympus Medical Systems Corp. входит производство и продажи медицинских систем.

Решение об уходе с рынка фотокамер может принять не руководство компании, а ее акционеры, большинство которых проживают за пределами Японии. На сегодняшний день Olympus продолжает выпускать фотоаппараты, и пока сохраняется шанс, что этот вид ее деятельности не будет упразднен полностью – компания может лишь сократить его объемы и направить высвободившиеся мощности в другую сферу, возможно, как раз в медицинскую.

Финансовые трудности

В отчете Olympus о своей деятельности в III квартале финансового 2019 г. сказано о падении консолидированной выручки до $342,8 млн или на 19% по сравнению с результатами за аналогичный период финансового 2018 г. При этом, если ранее компания отчитывалась о наличии операционной прибыли в размере $13,4 млн, то в этот раз в документе говорится уже о резко возросших операционных убытках, составивших $117,1 млн.

Общая проблема

Резкое снижение доходов Olympus – это следствие не менее серьезного падения спроса на фотоаппараты в масштабах всего мира. С этой проблемой столкнулись все без исключения производители фототехники: согласно отчету Японской ассоциации производителей камер (CIPA) за январь 2019 г., продажи зеркальных фотокамер за год упали на 21,8%, а беззеркальных – на 14,8%. Что касается обычных цифровых фотокомпактов, то их продажи рухнули и вовсе практически на треть – падение составило 31,6%.

В ассоциации CIPA состоят такие крупные компании с мировым именем, как Canon, Fujifilm, Nikon, Panasonic, Ricoh, Sigma, Sony, и ряд других. Olympus тоже входит в этот список.

Спрос упал не только на сами фотоаппараты, но и на аксессуары к ним. В частности, оптика для камер формата менее 35 мм стала продаваться хуже на 26,6%. Ситуация с объективами для полнокадровых моделей заметно лучше, но и здесь заметно сокращение продаж, хотя и на 4,9%.

ol602.jpg
Не исключено, что это один из последних фотоаппаратов Olympus

О спаде интереса потребителей к фототехнике говорят и эксперты в других странах. Так, в октябре 2018 г. немецкая исследовательская компания Gfk опубликовала отчет за первое полугодие 2018 г., согласно которому, мировые продажи фотоаппаратов за год снизились на 11% и 15% в денежном и количественном эквивалентах соответственно.

По данным Gfk, падение затронуло практически все сегменты рынка фототехники, за исключением фотоаппаратов премиум-класса – их продажи выросли на 90%. Согласно отчету, премиум-сегмент приносит приблизительно 45% прибыли среди всех фотоаппаратов со съемной оптикой.

Всему виной смартфоны?

Для того чтобы получать качественные фотографии, в 2019 г. владеть фотоаппаратом уже необязательно – производители смартфонов из года в год совершенствуют встроенные в них фотокамеры. Рынок смартфонов уже пережил гонку мегапикселей, за которой пошла гонка оптик – это особенно хорошо видно на примере смартфона Samsung Galaxy S4 Zoom образца 2014 г. с объективом как у настоящего фотоаппарата.

В 2019 г. производители вновь стали активно улучшать фото-составляющую своих смартфонов: повторно стартовало наращивание мегапикселей (разрешение камеры дешевого Xiaomi Redmi Note 7 составило 48 Мп), а также количество самих камер. В раскладном смартфоне Samsung Galaxy Fold, к примеру насчитывается сразу шесть камер – три фронтальных (одинарная и двойная) и тройной основной модуль. В Nokia 9 Pureview камер тоже шесть, но здесь пять из них сосредоточены на тыльной панели корпуса.



Стратегия месяца

Кто будет управлять облачной частью бизнеса?

Неудивительно, что популярность гибридной модели стремительно растет.

Технология месяца

СУБД уходят в облака. Как это получилось, и какое будущее их ждет?

Среди самых популярных СУБД – и «чисто облачные», и облачные версии «обычных» решений