Спецпроекты

На мировом рынке ПК сменился лидер

7254
Бизнес Финансовые результаты Техника

По данным Gartner, лидером на мировом рынке ПК по итогам 2018 г. стала Lenovo, оттеснившая HP Inc. на второе место. В целом на рынке был зафиксирован годовой спад на 1,3%. Аналитики объясняют его дефицитом CPU и вялыми продажами компьютеров в праздники.

Спад на рынке ПК

По итогам 2018 г. глобальные поставки персональных компьютеров немного не дотянули до 259,4 млн устройств, что на 1,3% меньше, чем в предыдущем году. Это седьмой год подряд, когда на мировом рынке ПК наблюдается спад, считают аналитики исследовательской компании Gartner. Отдельно в IV кв. 2018 г. на мировой рынок было поставлено чуть более 68,6 млн ПК — это на 4,3% меньше показателя за аналогичный период 2017 г.

В отчете Gartner учтены настольные ПК, ноутбуки и ультрамобильные премиальные устройства типа Microsoft Surface. При этом не учитываются Chromebook и iPad. Данные носят предварительный характер и относятся к тем ПК, которые поставляются по каналам дистрибуции.

Смена лидера

По итогам 2018 г. лидером мирового рынка ПК по версии Gartner стала китайская Lenovo с общим объемом поставок чуть менее 58,5 млн устройств и долей рынка 22,5%. Вендору удалось нарастить поставки на 6,9% по сравнению с предыдущим годом. Второе место занимает американская HP Inc. с объемом поставок свыше 56,3 млн ПК, долей рынка 21,7% и годовым ростом на 2,1%.

Эти две компании поменялись местами по сравнению с 2017 г., когда на первом месте была HP Inc. с объемом поставок почти 55,2 млн устройств и долей рынка 21%. Lenovo по итогам предыдущего года занимала второе место с объемом поставок на уровне 54,7 млн ПК и долей рынка 20,8%.

pk600.jpg
Новым лидером мирового рынка ПК стала Lenovo

В том, что Lenovo удалось выйти на первое место, существенную роль сыграло совместное предприятие китайской компании с Fujitsu, созданное в мае 2018 г., отмечают в Gartner. Компании удалось продемонстрировать двузначный годовой рост на протяжении трех кварталов подряд, несмотря на общую стагнацию рынка.

Катастрофический квартал

Если говорить отдельно о IV кв. 2018 г., то здесь лидером также является Lenovo с объемом поставок более 16,6 млн ПК и долей рынка 24,2%. HP Inc. занимает вторую строчку — за квартал компания поставила на рынок почти 15,4 млн ПК, ее доля в глобальных поставках составила 22,4%. При этом Lenovo по итогам квартала показала годовой рост на 5,9%, а HP — спад на 4,4%.

Аналитики отмечают, что это был тяжелый квартал для HP Inc., которая до этого показывала рост четыре квартала подряд. Продажи компании пошли на спад в большинстве ключевых регионов, кроме Азиатско-Тихоокеанского и Японии. В США по итогам квартала вендор сумел сохранить за собой лидирующую позицию с долей в 33,4%, но годовой спад в поставках при этом составил 7,6%. Lenovo в США заняла по итогам IV кв. 2018 г. третье место с долей рынка 15,2%, но рост поставок при этом составил 23,4%.

Другие компании

На третьем месте по итогам всего 2018 г. находится Dell с объемом поставок 41,9 млн устройств, долей рынка 16,2% и годовым ростом на 5,3%. На четвертом месте находится Apple, которая за год поставила на мировой рынок 18 млн ПК. Доля компании составляет 6,9%, при этом в поставках был отмечен годовой спад на 5%. В 2017 г. Dell и Apple занимали те же строчки в рейтинге.

Пятое место по итогам 2018 г. занимает Acer с объемом поставок более 15,7 млн ПК, долей рынка 6,1% и спадом в поставках на 7,9%. На шестом месте находится Asus, которая поставила на рынок свыше 15,5 млн ПК, заняла долю в 6% и показала годовой спад на 13,5%. Эти компании также поменялись местами по сравнению с результатами 2017 г., когда на пятой строчке находилась Asus с долей рынка 6,8%, а Acer занималась шестую позицию с долей 6,5%.

Предварительные результаты поставок ПК

Отгрузки в IV кв. 2018 г., тыс. шт. Доля рынка в IV кв. 2018 г., % Отгрузки в IV кв. 2017 г., тыс. шт. Доля рынка в IV кв. 2017 г., % Рост IV кв. 2017 г. - IV кв. 2018 г., %
Lenovo 16 628 24,2 15 697 21,9 5,9
HP Inc. 15 380 22,4 16 092 22,4 -4,4
Dell 10 915 15,9 10 763 15,0 1,4
Apple 4 920 7,2 5 112 7,1 -3,8
ASUS 4 211 6,1 4 716 6,6 -10,7
Acer 3 861 5,6 4 726 6,6 -18,3
Другие 12 710 18,5 14 590 20,3 -12,9
Всего 68 626 100 71 696 100 -4,3

Источник: Gartner

Все остальные компании поставили на рынок за год в общей сложности почти 53,4 млн ПК. Их доля рынка сократилась с 22,5% до 20,6%, годовой спад в поставках составил 9,6%.

Тенденции на рынке

По словам старшего аналитика Gartner Микако Китагавы (Mikako Kitagawa) во втором и третьем квартале минувшего года на рынке наблюдалось оживление спроса, однако потом наметился спад в связи с дефицитом процессоров (CPU), который негативно отразился на цепочке поставок компонентов.

В результате производители ПК не смогли выполнить в полном объеме заказ бизнеса на обновление корпоративных компьютеров. Аналитики полагают, что спрос на корпоративные ПК будет отложен до 2019 г. — и он будет удовлетворен при условии, что дефицит CPU рассосется.

Также среди тенденций, актуальных для рынка в 2018 г., Китагава отмечает «экономическую неопределенность», сбившую спрос на ПК в некоторых странах. Эта неопределенность затронула в том числе США, где спад спроса на ПК продемонстрировал малый и средний бизнес.

Примечательно также, что перед новогодними праздниками не было ожидаемого скачка потребительского спроса. «Праздничные продажи больше не являются существенным фактором, подогревающим потребительский спрос на ПК», — делает вывод аналитик.

Основным фактором, которому рынок обязан падением, стало именно ослабление потребительского спроса. Если в 2014 г. на потребителей приходилось 49% продаж ПК, то в 2018 г — всего 40%. Стабилизирующим фактором для рынка сейчас является последовательный рост сегмента корпоративных ПК, продиктованный необходимостью менять устройства по мере обновления Windows 10.



Точки роста

По определенным ИТ-направлениям Россия является примером для всего мира

Юрий Гаврилов

CDTO Металлоинвеста

Событие месяца

CNews FORUM 2019 прошел с рекордным успехом

Более 1,5 тысяч гостей;     100 экспертных докладов;   50 инновационных стендов