Спецпроекты

На страницу обзора
CNews Analytics впервые опубликовал карту российского рынка решений для унифицированных коммуникаций

Эффективная коммуникация внутри компании и за ее пределами — одно из условий успешной работы любой организации, будь то многопрофильный холдинг или микробизнес. Ранее, приобретая западные продукты, заказчики чаще всего использовали разрозненные решения. Теперь же, в период активного импортозамещения, растет спрос на российские платформы унифицированных коммуникаций, которые включают массу сервисов, начиная от традиционной телефонии, заканчивая современными ИИ-ассистентами. Заказчик ожидает от разработчика, что система легко впишется в существующий ИТ-ландшафт, сократит временные затраты сотрудников и позаботится о сохранности персональных данных.

Методика составления карты: от ИБ до интеграционных возможностей

CNews Analytics впервые опубликовал карту «Российский рынок унифицированных коммуникаций», на которой представлены ведущие отечественные поставщики UC-платформ. В исследовании принимали участие только те разработчики, чьи решения зарегистрированы в Реестре российского программного обеспечения Минцифры. Карта поделена на несколько тематических категорий.

Один из критериев сегментирования карты — варианты развертывания платформ, для этого создан одноименный раздел со следующими подкатегориями:

  • on-premise
  • в облаке
  • коробочная версия

Традиционно клиенты уровня enterprise отдают предпочтение решениям, когда оборудование и программное обеспечение остаются в контуре организации, представители же среднего, малого бизнеса чаще выбирают облачный или коробочный вариант, чтобы сократить затраты на железо. На карте представлен ряд игроков, чья платформа может подойти предприятию любого масштаба.

«Малому и микробизнесу при выборе коммуникационных сервисов важны простота, скорость внедрения и легкие настройки, понятный интерфейс, похожий на общедоступные b2c-продукты. Средний бизнес предпочитает проверенные российские коммуникационные сервисы с хорошей репутацией, экономичными тарифами и возможностями для совместной работы команд с разных устройств. Представители крупного бизнеса высоко ценят безопасность данных, стабильность, масштабируемость и репутацию разработчика. Этому сегменту нужны продвинутые функции, в том числе интеграция с другими информационными системами, управление ролевыми моделями, встроенные инструменты безопасности», — отмечает Антон Тен, коммерческий директор направления продуктивности компании VK Tech.

CNews Analytics впервые опубликовал карту российского рынка решений для унифицированных коммуникаций

Еще один критерий — поддерживаемые операционные системы. В условиях импортозамещения заказчикам особенно важно, чтобы платформа унифицированных коммуникаций могла работать не только на привычных западных ОС, но и на российских, включая мобильные, учитывая общий тренд на развитие мобильных приложений. Василий Шмаков, директор департамента специальных проектов компании «Ива 360», отмечает, что смартфоны становятся все мощнее, связь быстрее и стабильнее, что, в свою очередь, стирает для пользователя грань между привычным ПК и смартфоном. Многие российские платформы унифицированных коммуникаций способны работать с целым набором иностранных и отечественных операционных систем. Возможности решений отображены на карте в соответствующих категориях.

«Поддерживаемые настольные ОС»:

  • Astra Linux
  • Ред ОС
  • Alt Linux
  • Роса
  • AlterOS
  • МСВСфера
  • ОСнова
  • Windows
  • MacOS

«Поддерживаемые мобильные ОС»:

  • Аврора
  • Ред ОС М
  • Astra Linux Mobile
  • IOS
  • Android

При выборе платформы унифицированных коммуникаций заказчики также обращают внимание на возможности ее масштабирования. Часто работы системы только внутри корпоративной сети недостаточно, особенно если предприятие имеет разветвленную филиальную сеть. Для более эффективной коммуникации необходимы возможности, когда пользователи могут подключаться для определенных целей через доверенные серверы (например, речь идет о компаниях-партнерах или постоянных заказчиках), а также через публичные, например, для разового общения без необходимости проходить регистрацию. Учитывая этот тренд, аналитики выделили на карте категорию «Способы подключения пользователей к платформе» с детализацией:

  • Внутри корпоративной сети
  • Через доверенные серверы
  • Через публичные серверы

Когда речь идет о решении, которое объединяет большое количество корпоративных данных, если не главным, то ключевым является вопрос обеспечения информационной безопасности. Атаки становятся более точечными и болезненными, поэтому заказчики, в особенности государственные организации, отдают предпочтение тем платформам, которые прошли сертификацию во ФСТЭК. Раздел, иллюстрирующий ИБ-возможности российских систем унифицированных коммуникаций, подробно представлен на карте.

«Информационная безопасность»:

  • Протоколы шифрования разговоров
  • Сертификация ФСТЭК России
  • Сертификация ФСБ России
  • Поддержка многофакторной аутентификации
  • Ролевая модель доступа
  • Защита от утечек (DLP-интеграция, проверка файлов антивирусом)
  • Фильтрация входа в систему по IP-адресам
  • Логирование событий безопасности

Лидеры отрасли отмечают, что еще один критерий, определяющий выбор заказчика, — возможность решения легко и эффективно интегрироваться с другими сервисами. Соответствующий раздел «Интеграционные возможности платформы» с подкатегориями также присутствует на карте:

  • Интеграция с календарями
  • Интеграция с CRM-системами
  • Интеграция с ERP-системами
  • API для разработки собственных интеграций
  • Возможность кастомных интеграций

«При внедрении коммуникационных платформ клиент крайне требователен к качеству техподдержки. Далее продукт должен создавать вокруг себя экосистему, либо быть легко интегрируемым в существующую экосистему решений заказчика. Крайне желательно, чтобы в системе были заложены инструменты для интеграции, причем чтобы любую интеграцию можно было выполнять либо силами самого заказчика, либо интегратора без привлечения вендора. То есть у заказчиков есть спрос не просто на внедрение в свою экосистему, но и на его дальнейшее развитие, а для этого продукт не должен быть сверхсложным. Заказчики хотят сами дорабатывать и сопровождать платформу в дальнейшем, поддерживать все интеграции в жизнеспособном виде», — заключает директор по развитию компании eXpress Сергей Артёмов.

Методика составления карты: коммуникационные возможности

Повышение эффективности труда — важнейшая потребность бизнеса. Один из инструментов — конечно, искусственный интеллект. В современных российских платформах унифицированных коммуникаций уже появились «умные» помощники. Чаще всего ИИ выполняет рутинные операции, однако предлагает пользователям и некоторые аналитические функции. На карте представлена категория «ИИ-возможности платформы», которая делится на подкатегории:

  • Саммари сообщений
  • Ведение диалога
  • Сортировка писем
  • Расшифровка записей онлайн-встреч
  • Улучшение качества изображения
  • Речевая аналитика
  • Видеохайлайты

«С 2024 года мы активно внедряем инструменты на основе генеративного ИИ, они интегрированы уже почти во все сервисы нашей платформы. Конечно, есть стандартные функции: шумоподавление, «бьютификация», размытие или замена фона, умный зум, маски. Также ИИ-помощник может ответить на вопросы, заданные в свободной форме, например, напомнить о договоренностях или задачах на неделю. В корпоративном мессенджере ИИ сформирует сводку непрочитанных сообщений или ключевые моменты переписки в треде. Если говорить об эффективности, то искусственный интеллект на платформе «МТС Линк» помогает компаниям экономить до 12 часов в неделю на одного сотрудника за счет сокращения времени на чтение переписок, поиск информации и обработку встреч», — рассказывает Олег Пашукевич, директор бизнес-юнита «Встречи» компании «МТС Линк».

Современную UC-платформу трудно представить и без других сервисов автоматизации, которые экономят время сотрудников и позволяют выполнять бизнес-задачи быстрее и эффективнее. Учитывая эту тенденцию, на карте представлена категория «Инструменты автоматизации коммуникации», сегментированная на разделы:

  • Автоответчик
  • Голосовые роботы
  • Чат-боты
  • SmartApps
  • Статистика, графики и отчеты в разрезе каналов коммуникаций

Несмотря на то, что системы унифицированных коммуникаций из года в год обрастают новыми сервисами, в них остаются привычные инструменты для общения, среди которых — телефония. Аналитики выделили отдельный раздел «Типы поддерживаемой телефонии» с детализацией:

«Мы отмечаем несколько значимых тенденций. Например, несмотря на прогнозы о снижении значимости классической телефонии в сегменте B2B, этот канал продолжает активно использоваться. Для наращивания функциональности проводятся работы над повышением скорости обработки запросов, обеспечением надежности соединения, улучшением масштабируемости решений — все это особенно важно для крупных корпоративных структур. Создаются новые модули, расширяющие возможности записи и анализа телефонных разговоров», — отмечает Роман Романов, руководитель центра программных разработок компании «Сател».

Также востребованными остаются функции внутри платформ унифицированных коммуникаций, позволяющие обмениваться сообщениями в разных ситуациях. В категории «Инструменты для обмена сообщениями» можно увидеть, в каких российских решениях больше всего возможностей для обмена информацией.

  • SMS
  • Электронная почта
  • Мессенджер
  • Интеграция с социальными сетями
  • Корпоративный чат
  • «Секретный» чат (таймер автоудаления, блюр переписки)
  • Открытые и закрытые чаты и каналы
  • Треды
  • История сообщений и поиск
  • Опросы
  • Реакции на сообщения
  • Статусы доступности пользователей
  • Передача файлов и документов

И один из основных инструментов здесь — традиционная электронная почта. По словам Антона Тена, коммерческого директора направления продуктивности VK Tech, этот инструмент остается востребованным в организациях любого масштаба, но особенно — у заказчиков enterprise-сегмента.

«По результатам нашего исследования, корпоративную электронную почту с базовой функциональностью использует 86% микро- и малого бизнеса, 91% среднего бизнеса, 86% крупного бизнеса и 94% enterprise-сегмента . Для крупных компаний характерна потребность в автоматических ответах, отслеживании задач, совместном редактировании, защите от спама и фишинга, а также других расширенных функциях», — добавляет Антон Тен, коммерческий директор направления продуктивности VK Tech.

Будущее рынка и основные тренды

Рынок российских систем унифицированных коммуникаций продолжает развиваться от года к году. Основным драйвером остается импортозамещение. По мнению опрошенных CNews лидеров рынка, несмотря на то, что активная фаза миграции на отечественные решения стартовала несколько лет назад, рынок еще далек от насыщения. Даже в госсекторе, где почти все предприятия — субъекты КИИ, имеется высокий потенциал для роста.

«На отечественном рынке произошло небольшое «насыщение» нишевыми продуктами, и началась активная стадия их тестирования и эксплуатации. В середине 2025 года мы по динамике роста можем увидеть некий спад, но это связано исключительно с тем, что заказчики активно эксплуатируют то, что они купили или взяли на тестирование. И это — абсолютно нормальный процесс. В целом, в текущем году я не ожидаю сверхвысоких показателей роста рынка. Рост, безусловно, будет, как я ранее прогнозировал, в рамках 20–25%», — обращает внимание директор по развитию eXpress Сергей Артёмов.

После того, как стадия насыщения сегмента останется позади, произойдет консолидация игроков, что сейчас отчетливо видно на всем российском ИТ-рынке. В конечном счете в сегменте унифицированных коммуникаций останутся те, кто сможет предложить максимально полную экосистему решений.

«Состав ключевых игроков изменился, заказчики намерены не просто заменить западную систему, но и получить эффективный инструмент, который позволит сократить затраты на коммуникации, в первую очередь, за счет объединения всех коммуникационных сервисов на одной платформе. Эта тенденция сохранится, и рынок в перспективе пяти лет станет более консолидированным, свои позиции сохранят экосистемные игроки», — добавляет Олег Пашукевич, директор бизнес-юнита «Встречи» компании «МТС Линк».

Если говорить о трендах будущих лет, то здесь, как считают лидеры отрасли, будут усиливаться те тенденции, что наблюдаются сейчас. Заказчики становятся все более требовательными к российским разработкам. Им требуется полнофункциональная экосистема коммуникаций, которая становится стандартом.

«Рынок унифицированных коммуникаций в России в 2024–2025 годах перешел на новый технологический уровень. Основные драйверы: импортозамещение, законодательные требования, тренд на цифровые экосистемы, интеграция ИИ и рост числа распределенных команд. В перспективе 3–5 лет ожидается активный рост функциональности, доли российских решений и ориентация на вертикальные рынки», — резюмирует Роман Романов, руководитель центра программных разработок компании «Сател».

Отечественный рынок UC-платформ в ближайшие годы продолжит развиваться. После этапов тестирования и пилотирования многие компании, наконец, определятся с тем, на какой платформе будут работать. Это должна быть не просто система с большим набором функций и встроенными ИБ-инструментами, а современный продукт, который в дальнейшем можно будет активно развивать.

Виктория Млечко

Будущее IT и цифровых коммуникаций обсудят на Толк Шоу Будущее IT и цифровых коммуникаций обсудят на Толк Шоу

erid: 2W5zFH93NQ8

Рекламодатель: Акционерное общество «Производственная фирма "СКБ Контур"

ИНН/ОГРН: 6663003127/1026605606620