Разделы

Безопасность Стратегия безопасности Маркет

Group-IB обнаружила группу, занимающуюся хищением данных банковских карт

Group-IB, международная компания, специализирующаяся на предотвращении кибератак, представила отчет «UltraRank: незамеченная эволюция угрозы JS-снифферов», посвященный хакерской группе UltraRank, занимающейся кражей данных банковских карт пользователей, совершающих покупки в онлайне. UltraRank активна в течение пяти лет: за это время она атаковала около 700 онлайн-магазинов в Европе, Азии, Северной и Латинской Америке, используя JavaScript-снифферы. Украденые данные хакеры продавали в собственном кардшопе, зарабатывая до 500 тыс. руб. ($7 тыс.) в день. Исследование Group-IB описывает не только одного из наиболее успешных игроков рынка кражи и сбыта данных банковских карт, но и прослеживает трансформацию JS-снифферов из второстепенной в сложную угрозу, за которой стоит четко сегментированный киберпреступный бизнес. Окончательно вытеснив банковские трояны, группы, использующие JS-снифферы, с конца 2019 г. стали основными поставщиками баз текстовых данных банковских карт для продаж на специализированных хакерских форумах – кардшопах.

Сегодня JS-снифферы являются одной из наиболее динамично развивающихся угроз для рынка электронной коммерции в разных странах мира. За неполные полтора года с момента выхода первого исследования Group-IB, посвященного JS-снифферам, количество обнаруженных экспертами Group-IB уникальных семейств такого вредоносного кода выросло более чем в два раза: сегодня их уже 96.

Каждое семейство JS-снифферов – это совокупность семплов с незначительными отличиями в коде, которые внедряются злоумышленниками на сайт для перехвата вводимых пользователем данных — номеров банковских карт, имен, адресов, логинов, паролей и др. Операторы JS-снифферов выбирают сайты, построенные на определенных системах управления (CMS, Content Management System), как правило, редко обновляемых, не содержащих системы защиты 3DSecure. Украденные данные отправляются на сервер злоумышленников — гейт. Затем они продаются в даркнете на кардерских форумах, основную массу которых составляют русскоязычные киберпреступники. Если на стороне банка-эмитента, выпустившего украденную JS-сниффером карту, отсутствуют системы поведенческого анализа, позволяющие отличить действия реального пользователя от злоумышленника, денежные средства с проданных карт обналичиваются киберпреступниками за счет покупки и дальнейшей перепродажи различных товаров.

В состав UltraRank входят русскоязычные хакеры. Группа оперирует тремя семействами JS-снифферов, получившими названия FakeLogistics, WebRank и SnifLitе и используемыми для заражения различных онлайн-магазинов, где используется оплата банковской картой. За период своей активности UltraRank выстроила автономную бизнес-модель со своей технической и организационной структурой, а также собственной системой сбыта и монетизации украденной платежной информации Так, у группы есть собственный кардшоп ValidCC, согласно внутренней статистике которого, в 2019 г. его владельцы зарабатывали по $5– 7 тыс. в день на продаже данных банковских карт, которые группа воровала сама, и еще $25–30 тыс. Они выплачивали другим поставщикам украденных платежных данных, выставлявших товар в их кардшопе.

По данным Group-IB, с 2015 г. UltraRank заразила 691 веб-сайт преимущественно в Европе, Азии и Америке. Но атакующие выбирали для себя и более крупные цели, под которые планировались значительно более сложные атаки через поставщика (supply chain). Так, их жертвами стали 13 поставщиков услуг для онлайн-торговли, к которым относятся различные рекламные сервисы и сервисы браузерных уведомлений, агентства веб-дизайна, маркетинговые агентства, разработчики сайтов и др. Внедряя вредоносный код в их скрипты, злоумышленники перехватывали данные банковских карт покупателей на сайтах всех магазинов, на которых используются продукты или технологии этих поставщиков. Их заражение могло принести злоумышленникам суммарно более 100 тыс. инфицированных сайтов.

Как внедрить ИИ в промышленную инфраструктуру

В феврале 2020 г. специалисты Group-IB Threat Intelligence обнаружили, что пять сайтов, созданных американским маркетинговым агентством The Brandit Agency для своих корпоративных клиентов, заражены JS-снифферами. Group-IB незамедлительно попытались связаться с агентством, однако реакции не последовало: позже вредоносный код был удален с сайтов. Исследование этой атаки позволило команде Threat Intelligence обнаружить инфраструктуру злоумышленников и связать ее с другими, более ранними инцидентами, в которых также использовались JS-снифферы, и восстановить полную хронологию атак.

За пять лет UltraRank неоднократно меняла инфраструктуру и модифицировала вредоносный код в своем арсенале, в результате чего ресерчеры других компаний долгое время ошибочно атрибутировали ее атаки разным злоумышленникам. Свои позиции UltraRank укрепляла за счет активной борьбы с конкурентами. Она взламывала уже скомпрометированные сайты и к уже внедренному коду конкурирующей преступной группы добавляла свой JS-сниффер: таким образом украденные данные банковских карт «отправлялись» сразу двум хакерским группам.

«Латентность киберпреступлений с использованием JS-снифферов оставляет этим киберпреступникам обширное поле деятельности, — сказал Виктор Окороков, специалист Group-IB Threat Intelligence. — Вредоносный код внедряется на сайт абсолютно незаметно для владельца сайта и для его пользователей и может длительное время “собирать” данные банковских карт покупателей, оставаясь в тени. Однако скрытность этого преступления не снижает его опасности: помимо самих пользователей, в эту цепочку могут попадать и банки, и владельцы онлайн-бизнеса. Не стоит недооценивать эту угрозу и, принимая во внимание скачок роста на рынке JS-снифферов, который произошел менее чем за 1,5 года, интернет-бизнесу, использующему оплату онлайн, необходимо на регулярной основе проводить экспресс-аудит своих сайтов для поиска и удаления подобного вредоносного кода».

В финальной главе отчета эксперты Group-IB приводят блок рекомендаций, который поможет принять превентивные меры против угрозы UltraRank и подобных ей. В частности, для минимизации риска хищения денежных средств с украденной карты, на стороне банка должно использоваться решение для поведенческого анализа, позволяющее банку отличить действия пользователя от злоумышленника. Владельцам онлайн-бизнеса Group-IB рекомендует на регулярной основе проводить экспресс-аудиты своих веб-сайтов, а раз в год – более глубокие исследования защищенности интернет-ресурсов. Все это не отменяет регулярного обновления ПО для CMS сайта со стороны владельцев сайтов и базовых знаний в области «цифровой гигиены» со стороны пользователей.