Разделы

ИТ в госсекторе

Стали известны принципы отсечения иностранных поставщиков телеком-оборудования от госзакупок

В презентации заместителя министра связи РФ Алексея Соколова от 27 ноября 2015 г. изложены основные предложения министерства по поддержке импортозамещения телекоммуникационного оборудования, пишет издание TAdviser.

Координацией этих работ занимается межведомственная рабочая группа Минкомсвязи и Минпромторга. Совместно министерства намерены реализовать несколько инициатив: принцип «третий лишний» - ограничение допуска зарубежных производителей телекоммуникационного оборудования к закупкам для государственных и муниципальных нужд, при наличии заявок двух и более товаров российского происхождения; предоставление преференций в отношении государственных контрактов в размере 15% участникам размещения заказа, заявки на участие которых содержат предложения о поставке продукции российского производства; обязательное тестирование оборудования по методикам, разработанным Минкомсвязью совместно с Минпромторгом и с участием заинтересованных ведомств, с целью обеспечения информационной безопасности Единой сети электросвязи Российской Федерации; разработка совместно с Минпромторгом механизма предоставления преференций отечественному телекоммуникационному оборудованию по аналогии с реализуемым механизмом для отечественного ПО.

Ограничения, предлагаемые Минкомсвязи и Минпромторгом, судя по всему, будут касаться как госорганов, так и госкомпаний. Проект документа о 15%-й преференции уже опубликован на портале общественного обсуждения нормативно-правовых актов и распространяется на конкурсы, аукционы и запросы котировок по приобретению ПО, оборудования и услуг всех госкорпораций, госкомпаний, естественных монополий.

Закон об ограничении госзакупок иностранного программного обеспечения касается только органов государственной власти, но 22 декабря 2015 г. Президент России Владимир Путин поддержал предложение ИТ-отрасли ограничить госзакупки иностранного ПО также и госкомпаниям.

«В силу ряда факторов в Российской Федерации в последние 20 лет не было своей разработки программного и аппаратного обеспечения для телекоммуникационного оборудования. Исключение составляли компании, частично занимавшие узкий рынок телекоммуникационных устройств, решающих специфические задачи, связанные с силовыми ведомствами, а также OEM-производители, которые занимались не столько собственно разработкой, сколько импортом и адаптацией иностранных решений. Широкие рынки маршрутизаторов, коммутаторов, оборудования для сетей сотовой связи, беспроводного оборудования были почти полностью проиграны иностранным вендорам», - говорит Сергей Никулин, генеральный директор компании «РДП.ру».

Ликвидировать отставание, по его мнению, было практически невозможно из-за неконкурентоспособности или отсутствия в России производства элементной базы.

«К счастью для российских компаний, в мировом масштабе наметился тренд на виртуализацию сетевых функций и переход сетевого функционала в чисто программную область на базе стандартных серверных платформ. Конкуренция производителей сетевого оборудования переходит на уровень конкуренции софта, и здесь слабое место России - аппаратное обеспечение - уже не сдерживает развитие наших компаний", - добавляет эксперт».

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

Благоприятствуют и такие факторы, как низкий обменный курс рубля и международные санкции, считает Никулин.

Все эти факторы в совокупности, по его мнению, дают российским компаниям окно возможностей занять существенную долю (более 30%) указанных широких рынков в России и странах таможенного союза, а в дальнейшем претендовать и на мировую экспансию.

«Для того, чтобы эти планы стали реальностью нужна серьезная поддержка органов власти и в этом смысле инициатива Министерства связи очень ожидаема и своевременна», - отмечает Никулин.