Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Учительница первая моя... Часть 2

Учительница первая моя... Часть 1

Создание и использование универсальных образовательных интернет-программ постепенно набирает обороты и в России. Важно, что внедрение новых технологий в отечественную систему образования поддержало и государство.

Для развития сетевых образовательных проектов в марте 2000 года была создана Федерация Интернет Образования (ФИО). Высшим общественным руководящим органом Федерации является Наблюдательный Совет, в который входят вице-премьер Правительства РФ Валентина Матвиенко, министр образования РФ Владимир Филиппов и глава Нефтяной Компании "ЮКОС" Михаил Ходорковский.

Для организации обучения школьных учителей Федерация открыла региональные центры в Москве, Санкт-Петербурге, Томске, Воронеже, Красноярске, Новосибирске и Самаре. В течение ближайших 5 лет такие центры планируется создать в 50 регионах России. Через основной проект Федерации - Поколение.ру, в 2000 году прошло 2088 учителей, в том числе одна сотня из сельских школ. "Наша задача - подготовка квалифицированных пользователей интернета среди работников образования - говорит Александр Костиков, пресс-секретарь ФИО. В 2001 году число работающих центров будет доведено до 22 с годовым планом обучения - 15 тысяч учителей". И хотя существующими темпами вряд ли удастся обучить "не менее четверти миллиона к 2005 году" как было заявлено первоначально, начинание это безусловно похвальное. Кроме того, в стенах ФИО разрабатываются учебные программы и электронные учебники нового типа, отдельное внимание уделяется педагогическим основам разработки школьных сайтов.

В стране уже действуют десятки центров онлайн-образования на базе ВУЗов или частных компаний. В рамках межвузовской программы начато создание общероссийской информационно-образовательной среды - виртуального Российского Государственного Открытого института. Участником этого начинания выступил и Центр дистанционного обучения (ЦДО) Московского Института Электроники и Математики (МИЭМ) - один из старейших отечественных проектов в этой сфере. Первым опытом использования интернета в ЦДО был проект обучения письменному английскому языку в Rio Salado Community College штата Аризона, США, осуществляемый по электронной почте, еще в далеком 1992 г.. Сегодня специалистами МИЭМ разработана собственная информационно-образовательная среда. С марта 1999 года посредством дистанционного обучения в МИЭМ можно получить государственный диплом о профессиональной переподготовке по программам "Сетевые технологии" и "Программно-аппаратные средства защиты информации". А в последнее время были добавлены курсы "Дизайн и реклама в компьютерных сетях" и "Вычислительная техника и коммуникации". По словам Марины Нежуриной, директора центра и ведущего эксперта по открытому дистанционному образованию проекта DELPHI, за истекшее время дипломы получили около 200 слушателей и еще около 100 проходят курсы в настоящее время.

Роли, Python-коннектор, улучшенная защита: обновился известный менеджер паролей
Безопасность

Некоторые проекты, не имея столь серьезной базы, как ЦДО МИЭМ, предпочитают строить собственные системы на основе ПО иностранных фирм. По оценкам Сергея Зверева, руководителя отдела маркетинга и рекламы компании Softline, рынок программного обеспечения для целей интернет-образования составляет в России 150-200 тысяч долларов и демонстрирует тенденцию к росту: "Например, наши продажи решений для онлайн-образования компании Click2Learn выросли в 2000 году более чем на 150%. Большая часть покупателей представлена московскими образовательными организациями (80%), но появляются и региональные партнеры. Самой популярной сферой являются языковые курсы".

Реальное число студентов на российских онлайновых курсах пока крайне невелико, а по некоторым данным, 95% проектов дистанционного образования так и не дождались своих учеников. Тем не менее, если учесть, что массовое освоение подобных технологий происходит в России с существенным отставанием от западных стран, можно говорить о том, что мы стоим на пороге значительного повышения спроса на услуги интернет-обучения.