Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Смоленская АЭС стала пилотом в информатизации атомного ТЭК

«Росэнергоатом» в 2009 г. начал работу по программе развития технологических ИТ-систем, охватывающей период до 2017 г. Смоленская АЭС первой предложила свою кандидатуру на проведение пилотного проекта по внедрению ИТ-системы поддержки эксплуатации станции.

Сегодня ни одно производство уже не может обойтись без современных технологий. Тем более атомные станции, безопасная и надежная работа которых во многом зависит от оперативности получения сведений обо всех происходящих внутри процессах. Развитие информационных технологий атомных станций уже давно находится в фокусе внимания этих организаций.

Не стал исключением и «Росэнергоатом». До 2017 г. в рамках программы развития технологических ИТ-систем концерн поставил задачу автоматизировать на АЭС процессы поддержки эксплуатации, управления техническим обслуживанием и ремонтом, систему сбора параметров оборудования, систему учета опыта эксплуатации. Нужна была пилотная площадка. Первый свою кандидатуру предложила Смоленская атомная станция, уже известная в кругу атомщиков своими передовыми подходами к работе.

Создание команды и постановка задач

В конце 2010 г. концерн «Росэнергоатом» принял решение о внедрении специализированной информационной системы, отвечающей за поддержку эксплуатации атомных электростанций. И уже в начале 2011 г. на Смоленской АЭС стартовала работа по созданию информационной системы поддержки эксплуатации (ИС ПЭ). На станции была создана сильная проектная команда. Она состояла из управляющего совета под руководством главного инженера Александра Васильева, группы внедрения (специалисты ОППР (отдел подготовки и проведения ремонтов), РЦ (реакторный цех), ТЦ (турбинный цех), ЦТАИ (цех тепловой автоматики и измерений), ОИКТ (отдел информационно-коммуникационных технологий)), экспертной группы (оперативный персонал). В целом, в проекте от Смоленской АЭС задействовано более 35-ти высококвалифицированных специалистов и руководителей.

На подготовительном этапе был разработан внутренний устав проекта, стратегический план, сделано описание бизнес-процессов, необходимых для разработки технического задания для модулей системы. Для эффективного управления был создан проектный офис из специалистов консалтинговой компания «А Дан Дзо». Применяя управленческие методики, основанные на ведущих международных практиках, они координировали взаимодействие многочисленных участников проекта, помогали выявлять и предотвращать возможные риски, влияющие на сроки и качество выполняемых работ. Все это позволило сформировать условия для успешной реализации проекта.

В 2013 г. в проект включилась компания «Инлайн Груп», выигравшая тендер на внедрение новой информационной системы. Перед компанией-интегратором была поставлена задача разработать эффективный инструмент поддержки процессов оперативной эксплуатации Смоленской АЭС. Он должен был включать в себя настроенную информационную систему, обученный персонал, эксплуатационную документацию.

Программное обеспечение

В основу автоматизации процессов эксплуатации Смоленской АЭС было положено программное обеспечение eSOMS, разработанное американской компанией Ventyx An ABB Company. Это крупнейший в мире поставщик информационных систем и консультационных услуг предприятиям энергетики. Программный комплекс eSOMS изначально создавался для нужд атомной энергетики. Он способен интегрировать все существующие разрозненные компьютерные системы и базы данных, обеспечивать их взаимодействие, анализ получаемых в ходе эксплуатации АЭС данных. И в итоге выдавать результаты, которые эффективно используются для принятия эксплуатационных решений.

Антон Жбанкин, заместитель начальника ОППР, руководитель группы внедрения проекта, отмечает, что система поддержки эксплуатации на платформе eSOMS разрабатывалась специалистами, непосредственно занятыми эксплуатацией атомных станций, поэтому ее интерфейс и функциональные возможности сделаны максимально простыми для применения и быстрого освоения оперативным персоналом.

Состав информационной системы

Для начального этапа автоматизации эксплуатационных процессов Смоленской АЭС были определены 5 базовых модулей информационной системы. Пилотной площадкой для их внедрения стал энергоблок №3.

Основной модуль системы – «Оборудование». В нем сосредоточена вся база данных об оборудовании станции (информация по его местонахождению, характеристикам и истории событий), которая была экспортирована из системы «Десна-2».

«Оперативные журналы» – вторая по значимости подсистема, которая неразрывно связана с процессом сдачи-приемки смен и регистрации большинства критических эксплуатационных операций. С ее помощью ведется оперативная документация в виде электронных журналов и архивов. Имеющиеся в ней шаблоны позволяют стандартизировать записи, а также унифицировать поиск по их типу. Андрей Моисеев, начальник смены реакторного цеха, член рабочей группы проекта, говорит, что благодаря заполнению их в электронных шаблонах, записи однозначно понимаемы. В шаблонах четко написано оборудование, операция, обоснование ее выполнения. Читаться журналы стали намного проще.

Олег Айдемиров, заместитель директора департамента по эксплуатации АЭС с реакторами ВВЭР концерна (Водо-водяной ядерный реактор – реактор, использующий в качестве замедлителя и теплоносителя обычную (легкую) воду) неоднозначно оценивает возможность перевода в электронную форму оперативных журналов, так как это юридический документ, который влечет за собой определенные последствия. Однако отмечает, что сама по себе разработка интересная и полезная.

Следующий модуль – «Извещение об изменениях». Это основное средство коммуникации в системе. Модуль предназначен для ознакомления персонала с изменениями в документации, распоряжениями, информирования о значимых событиях, а также фиксирования факта подтверждения об ознакомлении с полученным сообщением.

Модуль «Обходы» позволяет практически полностью автоматизировать управление процессом выполнения обходов, начиная от планирования и формирования маршрутов и заканчивая регистрацией результатов. Андрей Моисеев отмечает, что обход стал более предсказуем, появилась возможность непосредственно на месте осмотра оборудования сравнить его параметры и оперативно реагировать на изменения.

Александр Егоров, «Рексофт»: Настало время заниматься цифровой трансформацией, а не декларировать стремление к ней
Импортозамещение

Во время обходов оперативный персонал будет вооружен наладонным компьютером. Это терминал сбора данных, в котором заложена вся необходимая информация для удаленной работы: шаги маршрута, номинальные параметры, режимы работы, противоаварийные инструкции, история эксплуатации. Мобильное устройство системы позволит делать записи о состоянии оборудования непосредственно в местах его расположения. С помощью фотокамеры, имеющейся в терминале, можно зафиксировать дефект и направить его в оперативный журнал. Уже не надо подробно описывать и фиксировать в бумажном журнале. Таким образом, произойдет мгновенный обмен информацией о реальном состоянии оборудования. Кроме того, для лучшего описания дефекта также можно записать звук оборудования.

Для планирования графика работы оперативного персонала и комплектации смен специалистами с требуемой квалификацией предназначен модуль «Квалификация персонала».

В целом основные модули информационной системы поддержки эксплуатации, оперативные журналы, мобильная система и ознакомление с уведомлениями значительно сокращают бумажную работу и нагрузку на оперативный персонал. Алексей Матвеев, начальник смены турбинного цеха, член рабочей группы проекта, замечает, что автоматизация этих процессов приводит к освобождению от рутинных процедур, предоставляя возможность быстрого поиска критической информации, ее анализа и верного принятия решения.

Применение на практике шаблонов записи, поиска информации по типам записей, предоставление информации в виде, удобном для оператора (таблицы, графики), оперативное уведомление об изменениях и много другое позволяет персоналу воспринимать данный продукт, как свой инструмент безопасной работы.

В погоне за трендом на супераппы
Цифровизация

Алексей Матвеев, считает, что на первый взгляд, информационная система может показаться сложной. Но чем больше в ней работаешь, тем яснее становится ее функциональность.

Работа персонала с ИТ-системой

В опытную эксплуатацию базовых модулей информационной системы вовлечено более 250 специалистов Смоленской АЭС. Антон Жбанкин говорит, что обучение оперативного персонала Смоленской АЭС на третьем блоке займет порядка двух месяцев, после этого персонал сквозной смены сможет приступать к выполнению своих обязанностей в ИС ПЭ.

Работа с модулями системы практически не меняет привычной деятельности оперативного персонала. Просто действия, которые раньше выполнялись с использованием бумажных бланков, теперь можно производить в информационной системе. При этом попутно получая сокращение повторов однотипных действий, более высокую степень защиты от ошибок и контроль над выполнением комплекса работ на одном и том же оборудовании.

В целом технические решения, реализованные на Смоленской АЭС, полностью соответствуют всем требованиям действующей документации, которая определяет работу оперативного персонала. «Основные преимущества, – подчеркивает Антон Жбанкин, – которые мы получим при внедрении системы, – это повышение безопасности и надежности эксплуатации, что будет достигнуто за счет ведения документации в электронном виде». Также это улучшение качества информации о состоянии оборудования и оперативности ее получения. Кроме того, система будет способствовать сокращению сроков ремонта оборудования за счет выявления отклонений на ранних стадиях.

Что дальше?

В апреле 2014 г. информационная система поддержки эксплуатации будет передана в промышленную эксплуатацию. По словам Александра Васильева, до конца 2014 г. к системе планируется подключить 1 и 2 энергоблоки. Таким образом, оперативный персонал Смоленской АЭС получит новый инструмент, который позволит ему более эффективно, качественно и безошибочно выполнять свою работу в части документирования своей деятельности. И как следствие – повысить безопасность эксплуатации атомной станции.

Олег Айдемиров считает, что Смоленская АЭС достигла хороших практических результатов. Разработанная ею система – очень интересная. В 2014 г. опыт Смоленской АЭС по внедрению информационной системы планируется учесть при тиражировании на площадках Нововоронежской, Кольской и Курской АЭС.

Оксана Шамарова