Рынок СМБ - реальный шанс для Open Source в России
Свободное ПО в последние годы активно развивается не только в мире, но и в России. Этому способствует растущая интеграция веб-сервисов в бизнес-процессы и выбор открытых стандартов для обмена информацией. Поставщики свободного ПО многое могут предложить российскому малому и среднему бизнесу, однако для этого им необходимо громко о себе заявить и быть услышанными.Изменение парадигмы развития рынка
В последнее время парадигма развития рынка информационных технологий, и особенно в секторе малого и среднего бизнеса, понемногу меняется. Место самодостаточных программно-аппаратных систем внутри компании начинают занимать сервисы, предоставляемые через интернет.
Так, много обсуждается вариант применения офисных пакетов как интернет-сервисов. Говорить о таком варианте в России, вероятно, рано – каналы связи ещё не достигли достаточной надёжности. (Позволить себе потерять доступ ко всем документам, даже на короткое время при отключении или замедлении интернет-канала, смогут далеко не все).
Тем не менее, ожидания многих аналитиков связаны именно с сетевыми сервисами. И для некоторых видов бухгалтерского учёта и других задач, где ежеминутная доступность каждого документа не является столь важной, они могут активно использоваться уже в ближайшее время.
Удалённые системы управления электронной почтой, такие как Google Mail – уже не новость. Но для западного рынка стали почти привычными также и более специфические бизнес-сервисы, такие как система управления работы с клиентами SalesForce. В подобных системах клиент приобретает услугу, предоставляемую с центрального сервера через Web-интерфейс.
Наверняка подобным сервисам найдётся место и в России. Было высказано, в частности, предположение о том, что контролирующие органы могли бы сами предоставлять услуги централизованного бухгалтерского учёта через Интернет – поскольку данные такого учёта в любом случае передаются им. Что касается так называемой “чёрной” бухгалтерии, её тем более выгодно хранить на сервере удалённого провайдера, а не на компьютере в офисе. Более того – в части, не требующей приспособления к российскому законодательству, отечественные клиенты могли бы пользоваться услугами зарубежных операторов (например, компании Google, которая, по мнению многих экспертов, планирует предоставить сетевой доступ к офисным приложениям).
Однако хранение данных, чрезвычайно важных для бизнеса, на удалённом сервере с доступом через Интернет может оказаться неприемлемым во многих случаях. Отсутствие доступа к таким данным может вести к серьёзным проблемам или даже гибели данного бизнеса как такового. При этом отсутствует единая точка ответственности – может быть “виноват” и оператор услуг, и интернет-провайдер, и любой из операторов промежуточных каналов.
Чтобы обеспечить такую точку ответственности, предоставлять онлайновые услуги может тот же провайдер, который обеспечивает и Интернет-канал. В этом случае любые сбои оказываются в его зоне ответственности. А в более крупных компаниях серверы, обеспечивающие такие услуги, могут быть установлены внутри корпоративной сети; администрирование такого варианта может оказаться дешевле и проще, чем поддержка “настольных” приложений на каждом из компьютеров.
С другой стороны, хранение данных в централизованной базе можно реализовать и без постоянного доступа к сети Интернет. Один из участников круглого стола рассказал об интересной модели, применяемой в некоем удалённом селе в Индии, откуда до ближайшего пункта доступа к Интернету нужно добираться 50 километров. Текущий учёт на предприятиях села ведётся при помощи наладонных компьютеров. Раз в 1-3 дня приезжает курьер на велосипеде, который копирует данные в свой “наладонник”. Затем, добравшись до пункта доступа в Интернет, он перекачивает эти данные в центральную базу.
Поставщикам решений с открытым исходным кодом достаточно легко перейти к модели сетевых сервисов. В отличие от поставщиков закрытого ПО, они уже привыкли к ситуации, когда лицензионные отчисления отсутствуют, а оплата производится исключительно за реальные услуги (прежде всего по поддержке и адаптации программных систем). В новой модели клиентами поставщиков ПО станут не конечные пользователи, а провайдеры сетевых услуг.
Для обеспечения подлинно конкурентной среды в области сетевых сервисов весьма важно использование открытых стандартов, прозрачность доступа к данным. При этих условиях легко обеспечить переход клиента от одного провайдера к другому, с сохранением всех данных. Это увеличит степень доверия клиента к провайдеру; при необходимости он даже сможет получить локальную копию всех своих данных, и затем самостоятельно передать её другому провайдеру (или использовать на своём компьютере, установив соответствующее ПО).
Более того, клиент сможет выбирать разных провайдеров для разных услуг и “стыковать” их при помощи открытых стандартов (например, провайдер электронной почты сможет хранить данные клиента на дисковом пространстве, предоставленном этому же клиенту другим провайдером). Но создание конкурентной среды может быть невыгодно многим поставщикам сетевых сервисов (особенно – крупнейшим). Поэтому для выработки и реализации таких стандартов требуется активное участие разработчиков ПО и самих клиентов.
Однако полагаться на выработку и навязывание стандартов в данной области со стороны государства вряд ли следует. Государство, безусловно, может и должно устанавливать стандарты для обмена документами с государственными органами (и такие стандарты должны быть открытыми, чтобы не привязывать всех граждан страны к одному производителю ПО). Но оно не является эффективным для установления стандартов индустрии в целом. Так, например, в своё время была разработана “кодировка ГОСТ” для русских символов – но даже веб-сайт самого ГОСТа создан отнюдь не в ней.
Российскому рынку пора дорасти до свободного ПО
Российский рынок решений для малого и среднего бизнеса на основе Linux и ПО с открытым исходным кодом находится в достаточно ранней фазе развития. Решения многих задач доступны, но ещё недостаточно отработаны. Такие проекты, как “Ананас” и "БЭСТ-5" для Linux, не полностью завершены. Кроме того, рынок недостаточно информирован о них; необходимо взаимодействие различных поставщиков с целью популяризации существующих и перспективных решений.
Не решены также и многие технические вопросы; например, программные пакеты, подготовленные для одного из российских дистрибутивов Linux, не всегда просто перенести на другой. Ещё важнее то, что не все проекты готовы к полноценному обмену информацией при помощи открытых стандартов.
На глобальном рынке крупные компании, такие как IBM и Hewlett Packard, вместе со специализированными вендорами Linux, прежде всего Red Hat и Novell, сделали Linux серьёзной силой. Для успеха свободных решений на российском рынке, и в частности в секторе малого и среднего бизнеса, также необходимо сотрудничество.
На круглом столе было объявлено о создании Российской Ассоциации разработчиков открытого ПО. Остаётся надеяться, что эта Ассоциация поможет в установлении столь необходимого взаимодействия компаний между собой и с сообществом разработчиков.
Михаил Рамендик / CNews