Разделы

Безопасность Цифровизация Бизнес-приложения

Рынок ПО: Тонкая настройка IT-подразделений компании

Павел Серафимович

В условиях продолжающегося экономического спада компании стремятся максимально сократить издержки. Согласно исследованию аналитической компании Meta Group, в 2002 году крупные американские компании сократят свои затраты на внедрение информационных технологий в среднем на 2%, в то время как в 2001 году эта сумма увеличилась на 8% по сравнению с предыдущим годом. Половина компаний, участвовавших в исследовании, заявили, что сократят соответствующие ассигнования, причем в 40% компаний это сокращение превысит 20%. На что в первую очередь аналитики рекомендуют компаниям потратить средства, предназначенные IT-подразделениям? Отмечают несколько статей IT-расходов, скорость окупаемости которых относительно высока.

Прежде всего, это вложения в оптимизацию сетевой инфраструктуры компании. Как правило, узкие места в своей сети компании устраняют, увеличивая пропускную емкость каналов. Такой подход требует как начальных вложений, так и дополнительных затрат на поддержание новых каналов. Однако, как показывают примеры многих компаний, такие проблемы часто могут быть решены с помощью соответствующего ПО. Такое ПО обычно использует один из двух (или оба) следующих подхода. Согласно первому подходу, каждому сообщению, передаваемому по сети, присваивается приоритет, в соответствии с которым, например, текстовые сообщения передаются в первую очередь за счет временного прекращения передачи видеоинформации. Второй подход предусматривает сжатие передаваемой по сети информации. Эксперты считают, что использование подобного ПО позволяет сократить суммарный трафик в сети компании на 70% за счет устранения узких мест в сети и, следовательно, исключения необходимости повторной передачи информации. Согласно исследованию журнала Network Computing Magazine, наиболее продвинутое ПО для оптимизации использования полосы пропускания корпоративной сети выпускается компаниями AMD, IBM, Intel, Sun Microsystems, Novell, Network Physics, Peribit, RouteScience.

Другим способом увеличения пропускной способности сети компании является использование PBNM (policy-based network management). В этом случае сетевой администратор получает в свое распоряжение ПО, которое позволяет установить правила, в соответствии с которыми, например, определенным пользователям, подразделениям компании или приложениям отводится интервал времени, когда они имеют более высокий приоритет в сети. Сетевой администратор может установить наибольший приоритет CRM-приложению компании в те часы, когда вероятность обращения клиентов достаточно высока. Кроме этого, подобное ПО обычно предусматривает возможность подачи сигнала тревоги IT-персоналу, когда определенные параметры достигают критических значений. После внедрения PBNM сотрудник компании не обнаружит практически никаких изменений, за исключением того, что в рабочее время сетевые бизнес-приложения "летают", а вот закачка, к примеру, файлов MP3 тормозит. Как правило, PBNM поддерживает протокол стандартного интерфейса Common Open Protocol Services (COPS), который позволяет упростить сопровождение гетерогенного сетевого окружения.

Все вышесказанное относится к оптимизации трафика во внутренней сети компании. Но ведь есть еще интернет, маршрут пересылки информации в котором, определяется протоколом BGP (border gateway protocol) двадцатилетней давности. В соответствии с протоколом BGP, оптимизация маршрута пересылки пакетов выполняется лишь по одному критерию - длина пути. При этом не принимаются в расчет, например, стоимость и скорость пересылки информации по выбранному маршруту. Как правило, компании решают проблему недостаточной скорости доступа в интернет простым способом - закупая услуги связи в избыточном количестве, часто заключая договора одновременно с несколькими ISP. Тем временем, уже налажен выпуск "интеллектуальных" роутеров. Такое оборудование и соответствующее ПО к нему производится, например, компаниями NetVmg, Opnix и RouteScience. Кроме оптимизации доступа в интернет, компания, использующая подобные роутеры, имеет возможность оценить качество работы своего ISP, получая регулярные отчеты. Такие отчеты могут стать неплохим подспорьем на переговорах c ISP о продлении срока предоставления услуг доступа в интернет.

По мнению экспертов, одной из самых простых и действенных мер сокращения IT-издержек является стандартизация ПО, установленного на настольных компьютерах сотрудников компании. Под стандартизацией здесь понимается, в частности, установка на всех десктопах одной и той же версии, например, Windows и одинаковых почтовых клиентов. Исследование, проведенное аналитической компанией Giga Information Group, показало, что экономия в этом случае может достигать 10% IT-бюджета компании. Прежде всего, за счет сокращения или перевода на более содержательную работу персонала, занятого обслуживанием компьютеров. Следующим, после стандартизации ПО, шагом в направлении оптимизации управления десктопами компании является внедрение ПО, регулирующего жизненный цикл компьютеров. Такое ПО может включать, например, автоматическое обновление настольных приложений, антивирусной защиты и диагностики компьютера.

Наведение порядка в хранилищах данных является еще одним резервом сокращения IT-издержек, который компания может использовать в первую очередь. Бессистемное хранение данных приводит к тому, что компания вынуждена закупать избыточное количество винчестеров. Использование ПО для администрирования хранения данных позволяет избавляться от многочисленных копий одного и того же файла, следить за тем, чтобы объем данных пользователя не превышал заданный размер. У администраторов появляется возможность быстро находить файлы, хранящиеся, например, более года. Существенно ускоряется также процесс резервного копирования. Некоторым администраторам нравится, что они одним нажатием клавиши могут стереть все файлы пользователей формата, например, MP3, хранение которых запрещено в централизованных хранилищах многих компаний. ПО для администрирования хранения данных выпускается компаниями 3Com, Cisco, Fore, Intel, Lucent, Nortel.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Таким образом, подведем итог: даже скромный IT-бюджет компании может быть потрачен так, что положительные результаты этих затрат быстро почувствует большинство сотрудников компании.

Итоги пресс-конференции по результатам выставки "Комдекс Нордик"

Роза Иванова

Как уже сообщалось, 22 - 24 января 2002 года в г. Гетеборге, Швеция, впервые прошла международная выставка "Комдекс Нордик" - широко известная во всем мире выставка информационных технологий, традиционно проводимая в США, странах Европы и Азии. В этом году организаторы впервые приняли решение провести "Комдекс" в Скандинавии, и Швеция была выбрана как страна с наиболее развитой инфраструктурой IT.

8 февраля 2002 года консорциум "Форт-Росс" и Ассоциация сотрудничества со странами Северной Европы "Норден" провели в Санкт-Петербурге пресс-конференцию по результатам работы российского павильона на выставке. В ней принимали участие президент НП "Санкт-петербургский Консорциум Разработчиков Информационных Технологий "Форт-Росс" Валентин Макаров; председатель правления компании Arcadia Аркадий Хотин; генеральный директор компании Interface и президент Ассоциации Разработчиков Программного Обеспечения Булат Гайфуллин; директор по текущим операциям компании eVelopers Андрей Нарвский; президент и главный администратор компании SoftJoys Александр Андреев; представитель компании KEY3MEDIA GROUP Сергей Мэн.

От имени всех участников российского павильона прозвучала благодарность в адрес организаторов - консорциума "Форт-Росс" и компании KEY3MEDIA GROUP. Российский павильон площадью 40 квадратных метров располагался в центре зала, рядом с павильонами компаний Microsoft и Ericsson. Удачное расположение и заранее продуманный и широко проведенный маркетинг привлекли к нему большое количество посетителей.

"Участие в выставке является очень актуальным и необходимым шагом для IT-компаний, в том числе для Ассоциации и ее членов, - сказал господин Гайфуллин. - Это - лучший способ продвижения продуктов и услуг, полезное маркетинговое мероприятие". Б. Гайфуллин назвал работу российских компаний на выставке бесспорно крупным событием. "Это - первая выставка такого масштаба для членов нашей Ассоциации. Помимо этого, участие явилось примером реального сотрудничества между различными компаниями. Наша сила - в объединении, а это стало возможным благодаря инициативам Петербурга", - сказал он.

"Скандинавские рынки крайне перспективны, эффективны и рентабельны. При том отечественные компании на них практически не представлены. На настоящий момент Россия для большинства стран Западной Европы - едва ли не terra incognita. Подавляющее большинство заказов на разработку программного обеспечения получают индийские программисты. Между тем, Россия для Европы - и особенно Скандинавии - не только ближе географически; у нас - общий менталитет, исторические и культурные ценности. Западный заказчик и рад бы сотрудничать с российскими компаниями, но он о них практически ничего не знает. Посетители выставки были приятно удивлены не только наличием российского павильона, но и высоким качеством представленного продукта. Именно сейчас как никогда важно продвигать российские разработки - достойные западных рынков и вполне конкурентоспособные. Нашим участием в выставке был закреплен имидж России как страны с серьезно развитой IT-отраслью, хорошей маркетинговой политикой, с продуктом, отвечающим мировым стандартам, и это - одно из главных достижений", - сказал господин Хотин.

Международный интерес к российскому IT-сектору очевиден, - отметили все участники пресс-конференции. При этом компаниям не только представилась возможность показать потенциальным партнерам свои разработки, сформировать благоприятный образ России на Западе, но и самим получить новые знания о скандинавском IT-секторе и его основных представителях.

Конечно, трудно судить о конкретных результатах сразу после окончания работы. Из негативных моментов было отмечено не самое удачное время ее проведения: не удалось встретиться с представителями ряда ведущих компаний по причине отсутствия их павильонов (например, Samsung, Telelogic, Rational и др.). Тем не менее, участники сообщили, что рассчитывают на заключение серьезных контрактов уже в этом году. Их уверенность основывается на цифрах: если даже 1% из числа более чем 1500 состоявшихся деловых контактов претворится на практике - следует ожидать не менее 15 сделок. А 1%, по словам участников пресс-конференции, - это минимальный, редкий результат: как правило, отдача от деловых контактов бывает гораздо выше.

"Будет много "Комдексов", - пообещал представитель компании-организатора KEY3MEDIA GROUP Сергей Мэн. По его наблюдениям, все компании, принимавшие участие в подобных мероприятиях в прошлом, готовясь к очередной выставке, бронировали под свои стенды гораздо больше места. Средний коэффициент увеличения желаемых площадей - 1,8, и это наглядно показывает как важность участия в "Комдексе" и других выставках для российских компаний, так и рост понимания этой важности с учетом успехов и ошибок.

Уже принято решение о представительстве российского павильона в "Комдекс Нордик" в следующем году. Наряду с этим, ведутся переговоры о проведении выставки "Комдекс Россия" в Санкт-Петербурге. Вероятность этого события, по словам господина Мэна, - 35%, и со своей стороны KEY3MEDIA GROUP готова приложить все силы для ее организации. Ориентировочной датой был назван октябрь 2003 года.