Разделы

НТВ-Интернет: будет ли успех?

На рынке услуг высокоскоростного доступа в Интернет появился новый игрок. На прошлой неделе было объявлено о создании компании НТВ-Интернет, (входящей в холдинг "Медиа-Мост") которая будет предоставлять услуги доступа в Интернет пользователям спутникового телевидения НТВ-Плюс. Планы НТВ-Интернет выглядят поистине наполеоновскими - предполагаемое число пользователей новой услуги на порядок превышает общее количество абонентов существующих на данный момент систем спутникового доступа в Интернет. За счет чего новая компания собирается завоевать рынок и почему до сих пор никому не удавалось добиться здесь хороших результатов? Рассмотрим две наиболее распространенные системы спутниковго доступа и сравним их с системой НТВ-Интернет.

Большинство существующих систем спутникового доступа в Интернет являются асиметричными (их еще называют комбинированными). Общий принцип действия таких систем заключается в следующем: входящий поток данных (к пользователю) направляется через геостационарный спутник на антенну (тарелку), установленную у пользователя, исходящий поток (от пользователя),- по наземным каналам (например, по dial-up). Первой на российском рынке появилась система DirecPC, разработанная компанией Hughes Network Systems. По данным компании Diamond Communications, одного из поставщиков услуг DirecPC в России, на сегодняшний день в Европе около 4 тыс. абонентов этой системы (правда, по другим данным, найденным в Интернете, их около 20 тыс.). Из этого количества пользователей на долю России приходится лишь малая часть. Скорость передачи данных в DirecPC от 400 Кбит/с, стоимость оборудования около $600, оплата услуг зависит от объема трафика (в среднем около 15 центов за 1 Мб). Другая система асиметричного доступа в Интернет - HeliosNet, плод усилий российской компании Классика. Сейчас в России насчитывается немногим более 50 абонентов этой системы, в основном это малые провайдеры Интернет и корпоративные пользователи. Скорость передачи данных в системе до 2 Мбит/с, стоимость оборудования - $350, стоимость трафика от 2 до 18 центов за 1Мб. Следует подчеркнуть, что основные пользователи систем - корпоративные, а не индивидуальные.

Как видно, системы высокоскоростного доступа в Интернет с помощью спутника не завоевали в России популярности. По словам Олега Кажаровского, технического директора компании "Реппорт", предоставляющей услуги HeliosNet, рынка индивидуальных пользователей спутникового доступа в Интернет в России практически не существует. Причин этому несколько: во-первых, эти услуги слишком дороги, чтобы стать массовыми; во-вторых, абонентами таких систем потенциально являются люди с высоким доходом, а они живут в основном в больших городах, где в достаточной степени развиты наземные скоростные каналы доступа (по цене они зачастую выгоднее). То есть там, где эти услуги нужны, пользователи не в состоянии за них заплатить, а там, где люди могут их оплатить, услуги фактически не нужны. Однако НТВ-Интернет сумела избежать этого замкнутого круга и разработать эффективную схему массового внедрения услуг спутникового доступа. Идея новой компании заключается в том, что сначала был создан рынок для предложения услуг асиметричного доступа в Интернет (абоненты НТВ-Плюс), а уже потом компания предложила дешевый продукт.

Сама идея использования оборудования спутникового телевидения для передачи данных отнюдь не нова, но в нашей стране до НТВ-Плюс никто не мог похвастаться большим количеством пользователей, что является необходимым условием для обеспечения рентабельности проекта. По данным компании, на сегодняшний день насчитывается около 125 тыс. абонентов спутникового телевидения НТВ-Плюс. Согласно проведенным исследованиям, 60% из них имеет компьютер, при этом только пятая часть имеет доступ в Интернет. Таким образом, несколько десятков тысяч человек являются потенциальными пользователями услуг спутникового доступа в Интернет. По словам Юлии Клебановой, директора по маркетингу и продажам НТВ-Интернет, до конца 2000 года планируется привлечь около 7 тыс. абонентов.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Теперь о технической стороне проекта. Для передачи данных используется принадлежащий холдингу геостационарный спутник "Бонум-1". Для организации доступа в Интернет через антенну НТВ-Плюс у пользователя устанавливается плата сетевого адаптера ($170), кроме того, требуется модем для передачи исходящего трафика. Плата за пользование услугами НТВ-Интернет составляет $21 вне зависимости от объема трафика и времени, проведенного в Сети. Скорость передачи данных составляет от 360 Кбит/с. Таким образом, услуги НТВ-Интернет на несколько порядков дешевле аналогичных услуг DirecPCи HeliosNet и сравнимы (без учета стоимости оборудования) со стоимостью доступа по dial-up. В такой ситуации естественно ожидать приток огромного числа клиентов.

Однако, несмотря на внешнюю привлекательность проекта, в нем есть свои подводные камни. Не совсем понятно, за счет чего будет достигнута окупаемость проекта. Приведем некоторые цифры. Стоимость передачи 1 Мб данных в сетях Ростелекома - основного оператора дальней связи в России - составляет 5 центов. При скорости доступа в Интернет 360 Кбит/с за один вечер пользователь может скачать до 1 Гб (как известно, аппетит приходит во время еды, и те, кто недавно ограничивался десятком мегабайт за один сеанс, при хорошей скорости начнут не просто смотреть Web-страницы, но и скачивать мультимедиа). Таким образом, стоимость услуг передачи данных клиенту для НТВ-Интернет очень быстро превысит те $21, которые она взимает в качестве абонентской платы. Как сказала Юлия Клебанова, компания разработала свою собственную схему передачи данных (без использования дорогих каналов Ростелекома), которая позволит существенно снизить себестоимость услуг. Но даже несмотря на существование коммерческого ноу-хау НТВ-Интернет, с трудом верится, что $21 в месяц окупят затраты компании на передачу трафика, да еще и позволят окупить немалые инвестиции в создание операционного центра. Как сказал Олег Кажарский, здесь возможно следующее объяснение дешевизны услуг НТВ-Интернет: поскольку мощность транспондеров на "Бонуме" не безгранична, то при обслуживании большого числа абонентов скорость передачи данных каждому из них будет падать. Это значит, что клиент будет получать данные не со скоростью 360 Кбит/с, а с гораздо меньшей. То есть объем передаваемого трафика не будет выходить из разумных границ, и НТВ-Интернет сможет получать прибыль от своей деятельности. Однако, как утверждает Юлия Клебанова, совокупная мощность транспондеров в состоянии обеспечить каждому клиенту заявленную скорость соединения. По мере увеличения числа пользователей емкость транспондеров будет наращиваться (такая возможность у компании имеется, поскольку "Бонум" является собственностью холдинга "Медиа-Мост"). Тем более, что в ноябре, когда количество абонентов возрастет, будет запущен второй спутник. Кто в этой ситуации прав, видимо, определить можно будет только на практике, когда количество пользователей НТВ-Интернет достигнет нескольких тысяч. А пока можно только позавидовать тем первым абонентам, которые уж точно смогут за маленькие деньги наслаждаться очень быстрым Интернетом.