Разделы

ПО Свободное ПО Софт

Интероперабельность - стратегия Microsoft на рынке СПО в России

В последние годы слово «интероперабельность» стало одним из наиболее употребляемых в словаре Microsoft, и активное взаимодействие компании с Open Source- разработчиками во многом обусловлено именно стремлением к интероперабельности. Вероятно, сотрудничество между Microsoft и Российской Федерацией в области Национальной программной платформы также будет вестись под знаменем интероперабельности

Аналогичные интересы и у других участников рынка Open Source: «Принцип взаимовыгодного сотрудничества является одним из основополагающих на рынке СПО, - считают в российской «ПингВин Софтвер». – Он реализуется через открытые стандарты, возможность вносить изменения в код программ, оказывать техническую поддержку “чужому” ПО, создавать широкие интеграционные решения».

Oracle и СПО

Как и Microsoft, Oracle также вовлечена в отношения «конкурентного сотрудничества» с сообществом Open Source. И они отличаются, пожалуй, куда большей противоречивостью. Став, после приобретения Sun, крупным владельцем активов с открытым программным кодом, таких, как MySQL, OpenOffice.org и других, компаня Oracle обещала их поддерживать, но не нашла общего языка с разработчиками. Это привело к появлению «клонов» и неопределенности перспектив для ряда продуктов. Еще драматичнее сложились отношения между Oracle и Google по вопросу об Android.

По словам представителей «ПингВин Софтвер», изначально проприетарные и СПО решения создавались для разных рыночных ниш, но по мере развития продуктов, в том числе, расширения их функциональности, решения стали пересекаться и конкурировать друг с другом. Яркий пример — системы для управления базами данных и операционные системы для настольных компьютеров. Но конкуренция — это не конфронтация, а скорее, стимул для дальнейшего развития и возможность для потребителя получить более совершенный продукт за меньшие деньги.

Однако помимо стремления расширить круг заказчиков и партнеров, в действиях Microsoft можно проследить и другой интерес. Для того, чтобы не потерять завоеванное положение на рынке, компании нужно поддерживать максимум перспективных продуктов от других разработчиков. В противном случае, существует риск, что новые разработки, изначально разрозненные, в перспективе образуют альтернативный набор программных продуктов, прекрасно совместимых между собой, но не совместимых с Microsoft.

Актуальна ли интероперабельность в России?

Итак, прагматический интерес Microsoft вполне понятен, равно как и понятен интерес Microsoft к разработкам, создаваемым в России, в частности, в рамках Национальной программной платформы. Однако насколько такое сотрудничество выгодно для россиян как хозяев НПП? Если одна из задач НПП – добиться технологической независимости, то не стоит ли изначально развивать НПП без оглядки на существующее зарубежное ПО?

Дело в том, что в случае ПО обеспечить 100% технологическую независимость у России в настоящее время попросту нет возможности. В области ИКТ ни одна страна мира, даже США, не может себе позволить финансировать полный цикл разработки всех аппаратных и программных компонентов, необходимых для функционирования ИТ-систем. В области перспективных ИКТ-исследований компании США тратят десятки миллиардов долларов в год (свыше $80 млрд по данным 2006 г.). Для России это недостижимый показатель.

Однако это не значит, что реализовать свои стратегические интересы Россия в принципе не в состоянии. Это можно сделать, если правильно расставить приоритеты и обеспечить разработку тех программных компонентов, которые представляют первоочередную важность с точки зрения национальной безопасности. Очевидно, что это должны быть в первую очередь те системы, которые связаны с базовой инфраструктурой государственных и оборонных структур. Однако очевидно, что мы не можем говорить о переводе на отечественное ПО 100% функциональности, и тем более о том, что эти 100% появятся одновременно.

Если процесс внедрения национального ПО и станет реальностью, то он должен быть грамотно спланированным и поэтапным. А поэтапность непременно означает, что в процессе внедрения нужно быть предельно внимательным к вопросам совместимости с ранее установленным программным обеспечением: его будут использовать бок-о-бок с теми системами, которые уже имеются в организациях на протяжении многих предшествующих лет. И в этой связи ресурсы Microsoft безусловно выгодны для успеха Национальной программной платформы.

По мнению представителей Alt Linux, нынешний интерес западных компаний к обеспечению интероперабельности с российскими разработками непосредственно связан с политическими инициативами российского правительства: «Западные софтверные вендоры не заинтересованы обычно в разработке базового софта за пределами корпораций. Однако после принятия программы перехода федеральных органов исполнительной власти на СПО, после массового внедрения СПО в школы, ситуация меняется, и мы серьезно обсуждаем вопросы интероперабельности».

Государство и бизнес делят ИИ на зоны ответственности
Импортонезависимость

Будет ли НПП интероперабельной?

Таким образом, сотрудничество во имя интероперабельности выгодно как для Российской Федерации, так и для Microsoft. Разумеется, конкретное понимание интероперабельности у сторон будет различным. Кроме того, для всех без исключения участников рынка характерно стремление добиться максимального результата с минимальными затратами. Так, если обратить внимание на последнее соглашение Microsoft с китайской CS2C, то окажется, что в чисто техническом отношении поддержка этого дистрибутива для Microsoft связана с минимальными трудностями: по сути дистрибутив CS2C является одним из «клонов» Red Hat Enterprise Linux, который уже давно прекрасно поддерживается корпорацией.

Однако, по словам Сэнди Гупты, его компания готова работать над интероперабельностью и с более оригинальными продуктами: «За время своей нынешней короткой поездки в Москву мне удалось повстречаться с представителями компаний ALT Linux и Mandriva и познакомиться с их потрясающими разработками, – сообщает CNews руководитель группы открытых решений Microsoft. – Важная особенность региональных компаний-разработчиков Linux заключается в том, что, в отличие от глобальных Linux-вендоров, они лучше понимают специфику локального рынка. И мы заинтересованы и заинтригованы возможностями сотрудничества с ними».

В отношении НПП, по-видимому, не удастся избежать некоторых разногласий. «Microsoft может многое предложить для такой национальной платформы. Ведь компания является лидером в области технологий по целому ряду направлений, важных для развития НПП, включая облачные», – считает Сэнди Гупта. Однако, по словам представителя «Пинвин Софтвер», необходимым условием для попадания в государственный репозиторий должно быть предоставление государственному заказчику исходных текстов и инфраструктурных средств создания, поддержки и развития ПО. На что в последнее время Microsoft, судя по всему, идет. При этом, как считают в ALT Linux, утвержденные документы НПП предполагают создание базовой системы под свободной лицензией и приложений от отечественных разработчиков.

Таким образом, если Microsoft захочет непременно добиться включения своих компонентов в состав НПП, ей потребуется раскрыть их исходные коды. Однако для того, чтобы обеспечить качественную интероперабельность, помещать собственные компоненты в состав НПП совсем необязательно. В конце концов, у Microsoft есть опыт сотрудничества по интероперабельности с Red Hat, одним из условий которого является отсутствие каких бы то ни было лицензионных и патентных соглашений.

Нужно быть готовым к тому, что реальная, а не декларируемая, интероперабельность потребует  терпения, времени и сил. Но едва ли эти вполне преодолимые трудности действительно настолько существенны, чтобы какая-либо из заинтересованных сторон отказалась от перспективного и по-настоящему взаимовыгодного сотрудничества.

Егор Гребнев / CNews Analytics