Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения

Игорь Соловьев: Россия на пути к "электронному правосудию"

В России реализуется масштабный проект информатизации системы арбитражных судов страны, достигнут высокий уровень информационно-технологической оснащенности арбитражной системы. Вектор информатизации на современном этапе сориентирован на создание системы «электронного правосудия», достижение открытости, доступности и удобства для участников процесса посредством использования электронных инструментов. О выполненных и реализуемых работах и проектах в системе арбитражных судов страны в интервью CNews рассказал Игорь Соловьев, начальник управления информатизации и связи Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.

CNews: Одно из направлений судебной реформы в России — обеспечение потребностей внешних пользователей в информации о деятельности арбитражных судов, включая доступ к судебным решениям. Каким образом и с применением каких механизмов, по вашему мнению, будет решаться эта задача?

Игорь Соловьев: Достижение прозрачности арбитражной системы — очень важная задача, и решается она различными путями. Один из них — внедрение информационных технологий, которые позволят публиковать информацию о движении дел и результатах рассмотрения на интернет-сайте арбитражного суда. У нас есть проект, согласно которому вся эта информация будет доступна на центральном узле, на портале арбитражной системы. Вам не нужно будет знать, где ваше дело рассматривается, — достаточно зайти на единую точку входа, набрать наименование вашей компании и узнать, где, когда, каким судом оно рассматривается. Такая доступность информации даст право говорить, что мы открыты для общественности, любой человек сможет беспрепятственно узнать, где рассматривалось дело той или иной компании.

Однако у открытости есть и минусы. Например, доступность информации о проигранном деле способна нарушить интересы проигравшей компании — ее контрагенты могут отказаться от работы с ней. Пытаясь найти компромиссное решение, мы, тем не менее, придерживаемся политики полной открытости и ратуем за то, чтобы публиковались все решения «без купюр», открывалось все, в том числе фамилии судей. Это положительно скажется на качестве работы, под которым понимается в первую очередь справедливость, а также правильность оформления и грамотность судебных актов, как с профессиональной точки зрения, так и с точки зрения орфографии и пунктуации. Все должно быть на высоком уровне. Целесообразным будет создание редакторских групп, которые помогут судьям излагать решения грамотным русским языком.

В этом году планируется масштабный запуск процесса публикации решений в открытом доступе. Несмотря на то, что во многих судах пока используется старая система, мы должны обязать всех публиковать информацию на своих сайтах. До конца года у каждого суда должен будет быть свой сайт, сейчас они есть у 60% организаций, но в большинстве случаев они содержат информацию справочного или новостного характера, данных о движения дел мало. Надеемся, под нашим контролем ситуация изменится. С целью повысить открытость арбитражной системы информация о рассматриваемых делах будет своевременно выкладываться на сайты всеми судами.

Решать эту проблему мы намерены как за счет федерального бюджета, так и за счет средств займа Всемирного банка. Планируется построить системы электронного архива, хранилища электронных дел. Для обеспечения работы видео-конференцсистемы, IP-телефонии, сквозной электронной почты требуется создание коммуникационной среды — без нее все эти технологии будут изолированы и практически никому не доступны.

CNews: Насколько широко используется аутсорсинг в Высшем Арбитражном суде Российской Федерации и арбитражных судах России? Каким вы видите развитие этого направления в системе арбитражных судов?

Игорь Соловьев: Я положительно отношусь к аутсорсингу, потому что в рамках арбитражной системы недостаточно квалифицированных ИТ-специалистов, а внедрение информационных технологий приводит к тому, что у нас появляются уникальные комплексы. По проекту Всемирного банка нам поставлена система хранения Hewlett Packard, которых в России не так много, ни один наш специалист не способен обслуживать ее без дополнительного обучения. Соответственно, объем аутсорсинга услуг будет достаточно велик.

Без четкой работы информационной системы, серверная составляющая будет функционировать не эффективно. Если по каким-то причинам будут простаивать почтовые или другие серверы, система судопроизводства или какое-нибудь критически важное приложение, полноценная работа суда невозможна. А для их бесперебойной эксплуатации необходимы специалисты высокой квалификации и соответствующей «стоимости». Сейчас мы пытаемся повысить ставки для сотрудников ИТ-отделов судов, но оптимальный выход один — аутсорсинг.

С другой стороны, мы договариваемся с подрядчиком, который обеспечивает беспрерывное функционирование системы и устранение неполадок в течение 4 часов по всей России. Внедрение информационных технологий возлагает очень большую ответственность на ИТ-подразделения, которые будут выполнять работы по сопровождению локальных рабочих станций, развертыванию ПО, сопровождению пользователей, идентификации ошибок сервера, восстановлению, резервному копированию. Но в основном администрирование будет осуществляться путем аутсорсинга.

Высший Арбитражный суд не занимается разработками программного обеспечения — у нас нет ни команд разработчиков, ни специальных ставок программистов. Все это дополняется «внешними» людьми, в этом случае речь идет об аутсорсинг-поддержке.

Облегченная миграция с Oracle: как осуществить переход на новую СУБД быстрей и проще
Импортозамещение

Сложность новых ИТ-решений в том, что они требует грамотного и четкого подхода, который способен обеспечить только аутсорсинг. Поэтому предполагается, что уже в этом году достаточно большое количество ресурсов будет вложено в аутсорсинг.

CNews: Решение каких задач в сфере информатизации деятельности Высшего Арбитражного суда Российской Федерации и системы арбитражных судов России в целом намечено на 2006-2007 годы? Какие основные механизмы вы рассматриваете как перспективные для решения этих задач?

Игорь Соловьев: Основная задача — реализация программы «Электронное правосудие». Все проекты, которые мы сейчас готовим или уже реализуем, — ступени к этой высоте.

Сегодня в разработке находится трехуровневый пилотный проект открытости правосудия, точнее, доступности судебных решений. Первый уровень представляет собой отдельно стоящий сервер, который хранит отсканированные решения своего суда для пользования ими самих судей. Он находится в кассационной инстанции, где имеется развитая система хранения данных, в которой содержатся копии актов низлежащих судов. В автоматизированном режиме этот сервер отдает в так называемый региональный центр обработку данных. Если данные низлежащего суда (или архив) уничтожаются, то их можно восстановить из кассационной инстанции, которая, таким образом, становится промежуточным звеном хранения электронных документов и вместе с тем получает доступ ко всем решениям своего округа.

Новый высший уровень — это главный центр обработки данных (ЦОД), который находится в Высшем Арбитражном суде и является копией всех региональных центров обработки данных. Если региональный ЦОД будет поврежден, его тоже можно будет восстановить. Доступ пользователям к данным обеспечивает только этот главный центр, что позволяет оградить архивы от несанкционированных проникновений.

Александр Осипов, МегаФон: Эффективность киберзащиты вырастет, если снизится рутинная нагрузка на специалистов
безопасность

Сейчас данный проект находится на стадии создания электронного хранилища. Безусловно, лучшим хранилищем является первая инстанция. Там хранятся бумажные версии, там же логично создать и хранилище электронных дел. Но необходимы также резервные хранилища, которыми и станут региональные ЦОД, находящиеся в кассациях. Поднимать их выше, на уровень главного ЦОД, уже нецелесообразно, ибо речь идет об огромных объемах — около 1,5 млн. дел. Высший Арбитражный суд такого количества дел не рассматривает — через нас проходит в среднем 20 тыс. дел, поэтому резервирование в главном ЦОД всех архивов станет неоправданной нагрузкой, в том числе финансовой. В электронном хранилище предполагается всего два уровня: первый — там, где документ появился, второй — кассационный. Если нет доступа в первую инстанцию, всегда можно ознакомиться с нужными материалами в кассации. В каждом суде — речь идет об апелляции и надзоре — будут создаваться свои маленькие архивы.

Это будет достаточно распределенная система, в которой каждая инстанция будет хранить свои документы. Но в двух главных хранилищах будут собраны полные электронные аналогии всех бумажных дел. Одновременно нам удастся сократить срок хранения бумаг в кассационном и апелляционном хранилищах. Срок хранения дел в первой инстанции регламентируется законами Российской Федерации, а кассационная и апелляционная инстанции руководствуются нашими внутренними законами, они должны хранить бумажные документы не менее 5 лет. При внедрении электронных архивов, которое начнется с кассации и апелляции, срок хранения сократится до года или двух.

Проект электронных дел рассчитан на четыре года. Сейчас это лишь концептуальная разработка, которую мы ведем, приглашая известные компании, экспертов, чтобы сделать все оптимально грамотно и безошибочно. На этот проект планируется выделить значительные средства, около $20 млн., чтобы включить в него все арбитражные суды. Но начало будет положено в кассациях, потому что их меньше, они лучше технически оснащены и в них проще отработать эту технологию, которую мы твердо намерены внедрить уже в следующем году.