Спецпроекты

IaaS: продуктовый ландшафт через бинокль

Облака Маркет
В настоящее время число поставщиков, предлагающих облачные решения, исчисляется сотнями, и, несмотря на участившиеся случаи корпоративных слияний и поглощений, количество новых облачных предложений продолжает увеличиваться. В этих условиях охватить вниманием весь рынок – не в человеческих силах, и настоящий обзор ограничен, с одной стороны, наиболее зрелыми облачными решениям от глобальных поставщиков, а с другой – решениями, специально ориентированными на российских пользователей.

Инфраструктура как сервис – наиболее зрелый сегмент облачных вычислений. С одной стороны, он достаточно хорошо сложился, чтобы отдельные участники этого сегмента ежегодно зарабатывали десятки и сотни миллионов долларов. С другой, именно в сегменте IaaS наиболее последовательно воплощаются классические преимущества облачных вычислений: экономия за счет эффекта масштаба (чем больше пользователей пользуется ресурсом, тем меньше эксплуатационная стоимость в расчете на одного пользователя), эластичность, модель оплаты "по счетчику" и т.д.

Глобальные лидеры IaaS

Amazon Web Services (AWS) – наиболее известное и наиболее успешное предложение, следующее модели IaaS. Несмотря на то, что брэнд AWS был представлен еще в 2002 году, фактически AWS в современном виде существует с 2006 года, когда были анонсированы сервисы Elastic Compute Cloud (EC2) и Simple Storage Service (S3): первый сервис позволяет арендовать образы виртуальных машин, второй – хранить данные, забыв об ограничениях, свойственных дисковым накопителям. До сегодняшнего дня эти два сервиса остаются для AWS ключевыми.

Amazon Web Services

Год запускаОборотыЗарегистрированные пользователиЦелевая аудиторияЗрелость
2006 (2002)$500 млн. в 2010 г. (*)Нет данныхМалый и средний бизнес; стартапыВысокая (>4 лет)

(*) Данные UBS Investment Research

Источник: CNews Analytics, 2011

Популярность AWS продолжает планомерно увеличиваться: несмотря на то, что Amazon не публикует информацию о числе зарегистрированных пользователей, доходность AWS постоянно растет. В 2010 году она составила $500 млн, и ожидается, что по итогам 2011 года этот показатель достигнет 750 млн долл.

AWS традиционно позиционируется как услуга, ориентированная на высокотехнологичные стартапы: именно такие компании составляют большинство в каталоге "историй успеха", представленном на официальном сайте AWS. Трудно сказать, насколько эта картина реально соответствует действительности: так, в 2008 году издание TechCrunch со ссылкой на "высокопоставленного руководителя Amazon" писало, будто большую часть пользователей Amazon – как в численном отношении, так и по объему потребляемых ресурсов – составляют "подразделения банков, фармацевтические компании и другие крупные корпорации, которые, однажды испробовав AWS в пилотном проекте, крепко попадаются на этот крючок".

Иногда AWS воспринимают как продвинутый хостинг, но хотя AWS действительно можно использовать для размещения веб-сайтов, основные его преимущества проявляются только при проектировании интернет-приложений с транзакционной архитектурой, требующих одновременного использования нескольких различных по функциональному назначению виртуальных серверов. Достаточно типовой случай: два реверс-прокси сервера, один веб-сервер, один сервер приложений и один сервер СУБД. При росте популярности приложения может возрасти нагрузка на какой-то из компонентов (например, на веб-сервер) – в этом случае разработчики за несколько минут добавят необходимое количество дополнительных виртуальных серверов и решат проблему до того, как она скажется на пользователях сервиса.

IaaS особенно уместны для приложений с транзакционной архитектурой

Источник: CNews, 2011

В отличие от Amazon.com, бизнес компании Rackspace изначально связан с услугами хостинга и collocation. Облачные вычисления для этой компании – это расширение существующего предложения, а не выход на принципиально новый рынок. Этим объясняются и некоторые особенности облачных сервисов Rackspace, которые имеют больше общих черт с традиционным хостингом, чем AWS. Хотя обороты облачного бизнеса Rackspace выглядят несколько скромнее, чем у Amazon, это не мешает компании временами перехватывать у Amazon инициативу, предлагать отсутствующие у конкурента возможности и анонсировать новаторские исследовательские проекты.

Rackspace Cloud

Год запускаОборотыЗарегистрированные пользователиЦелевая аудиторияЗрелость
2006 (Cloud Servers)/2008 (Cloud Files)$101 млн. в 2010 г.110 895Различные бизнес-заказчики Высокая (>4 лет)

Источник: CNews, 2011

Самым интересным шагом Rackspace как поставщика облачных сервисов стал запуск платформы с открытым OpenStack, предназначенной для создания публичных и приватных IaaS-решений. В основу OpenStack были положены как собственные наработки Rackspace, так и некоторые результаты проектов, выполненных по заказу NASA (впоследствии команда Anso Labs, где работали авторы этих разработок, также вошла в состав Rackspace). Несмотря на то что платформа OpenStack в настоящее время еще не готова к эксплуатации в промышленных условиях, к участию в ней удалось привлечь свыше 60 компаний, многие из которых (такие как AMD, Citrix, Dell, Intel и др.) являются признанными лидерами отрасли. Существование столь представительного сообщества является залогом успеха платформы OpenStack в будущем.

Если же говорить о собственно коммерческом предложении Rackspace Cloud, то в настоящее время оно во многом дублирует основные компоненты AWS: EC2 и S3. Хотя Rackspace и не предлагает столь широкого набора дополнительных сервисов, как Amazon, это отчасти компенсируется за счет таких особенностей, как техническая поддержка на ПО, установленное в виртуальных машинах, возможность более гибкого конфигурирования виртуальных машин, несколько более выгодные условия обслуживания и др.