Разделы

Etrade

ЭТП ГПБ: Как на 25% эффективнее управлять затратами

Как организовать эффективное управление корпоративными затратами в сегодняшних непростых экономических условиях в интервью CNews рассказал Михаил Константинов, генеральный директор электронной торговой площадки Газпромбанка (ЭТП ГПБ).

CNews: Что такое управление корпоративными затратами?

Михаил Константинов: Крупные компании, которые имеют большие производственные фонды, ведут значительную производственную деятельность, находятся в постоянной конкурентной борьбе. И сегодня, в условиях снижения возможности инвестировать в крупные проекты, для них особенно актуальна проблема управления себестоимостью. В тот момент, когда компания принимает решение о том, что она будет производить и как развиваться дальше, она начинает думать о том, какие затраты для этого необходимы. И в этот момент возникает необходимость выстаивать всю цепочку управления затратами с момента разработки проектной документации до стадии управления ликвидностью.

Предположим, что компания не имеет законодательно прописанных обязательств проводить закупки определенным образом. В этом случае у нее, как правило, уже есть сложившийся пул проверенных поставщиков. За взаимоотношения с ними отвечает главный закупщик компании, который должен обосновать перед главным финансистом эти расходы, спланировать их на полгода, год или 3 года. При этом от того, насколько оптимально по цене, качеству и срокам спланирована каждая закупка, зависит себестоимость проекта в целом. Поэтому каждая производственная компания, у которой есть понятие себестоимости на единицу выпускаемой продукции, обязательно управляет затратами. Это относятся к добыче углеводородов и их переработке, к химической промышленности, металлургии, машиностроению и многим другим отраслям.

Представим себе ситуацию. В Китае собирают буровую платформу. Климат там теплый, и они работают круглый год. А в России за Уралом совсем другие условия. Комплектующие надо везти из других регионов, а это возможно только в летний период. Да и работать можно не весь год, а только 3-4 месяца из-за особенностей климата. А значит, российский проект потребует совсем других инвестиций. Как в такой ситуации оставаться конкурентоспособными? Только путем ежедневного, в режиме постоянной производственной и инвестиционной деятельности управления затратами.

CNews: Как организовать управление затратами?

Михаил Константинов: У любой компании есть два пути – развивать собственную систему управления затратами или взять в аренду инструментарий, с помощью которого можно описать и формализовать собственные методики.

Когда бизнес-процессы в компании описаны, методология выработана, можно развивать собственную технологию. Однако это неизбежно создает дополнительную нагрузку на бюджет, что сегодня может позволить себе не каждый. Как вариант – перенести уже имеющиеся параметры, например, начальную и максимальную цену, стоимость владения и пр., на арендованное решение.

Особенно интересна аренда для компаний, которые начали развиваться в кризис. Например, покупать соседние бизнесы. У каждого из них собственная структура и собственная модель управления, в том числе и затратами. Возникает вопрос, что выгоднее: уйти в длительный и сложный проект по созданию единой модели управления или на первых порах воспользоваться готовым опытом, а впоследствии вернуться к этому вопросу как с точки зрения методологии, так и с точки зрения автоматизации?

Мы готовы предложить наш опыт управления затратами в самых разных отраслях как с точки зрения методологии, так и с точки зрения технологий. У нас есть все необходимые для этого ресурсы – и уже апробированные методики, и возможность привлекать высококвалифицированных методологов из любых отраслей, и, конечно, технические возможности.

CNews: Почему компании, которые раньше довольствовались просто хорошо налаженной закупочной деятельностью, сегодня уделяют особое внимание управлению затратами?

Михаил Константинов: Ситуация в стране заставила компании сконцентрироваться на вопросах производства, маркетинга, захвата других рынков. Но захватить новый рынок с продукцией, которую производят и другие, без серьезных инвестиций невозможно. А сегодняшний день как раз характеризуется отсутствием высоколиквидных, легкодоступных, хороших и почти бесплатных денежных ресурсов для инвестиционной деятельности. И это первое, что заставляет компании управлять затратами, искать источники для того, чтобы обеспечить развитие бизнеса.

Во-вторых, если посмотреть на отдельные отрасли, становится понятно, что стабильного поступательного развития в них не происходит уже с 2012 г. И сегодня в отсутствие частных денег в экономике становится все больше государственных средств. Государство старается быть эффективным собственником, а значит регулировать и контролировать, как и на что потрачены его деньги. Таким образом, оно неизбежно вмешивается в управление затратами.

Еще один важный тренд – крупные государственные инвестиции в основном идут на Восток. А это значит, что технологические циклы строительства становятся длиннее – ведь, например, в Восточной Сибири сложные климатические условия, многие ее регионы труднодоступны. И глобальный проект, который страна вынуждена претворять в жизнь, осваивая эти территории, имеет срок окупаемости около 30-40 лет. А значит, все это время придется максимально экономить, выдавая при этом требуемое качество.

В-третьих, сегодня очевидно, что наша продукция не сможет конкурировать по цене с китайской. Но если мы хотим сохранить рабочие места, собственное производство, собственные технологии, то, очевидно, надо самым серьезным образом управлять затратами.

CNews: Какие сервисы готова предоставить клиентам ЭТП ГПБ? Какова роль Газпромбанка в этом процессе?

Михаил Константинов: Все компании имеют собственную, адаптированную к их отрасли, задачам, географическому положению модель управления закупками. Сегодня перед ними стоит задача превратить ее в глобальную систему управления затратами. Какую роль в этом играет ЭТП? Мы – не просто торговая площадка, а новый корпоративный сервис, созданный Газпромбанком как продолжение уже имеющихся у него сервисов для корпоративных клиентов.

Марина Яловега, «Группа Астра»: Соискателям интересны амбициозные ИТ-проекты, значимые для страны
Цифровизация

Первый важный корпоративный сервис Газпромбанка – это банковское сопровождение: доведение точно до получателя в соответствии с проектно-сметной документацией средств только по факту выполнения работ в рамках инвестиционной деятельности.

Следующий сервис – это управление ликвидностью: все возможности кеш-менеджмента, которые может предоставить рынок и которые разрешает законодательство. Это привлечение средств на внешнем рынке с нашей помощью, а также из внутренних источников, например, избыточных остатков на счетах дочерних обществ.

И третий большой элемент – это управление затратами. Между инвестором и поставщиком существует множество посреднических структур, которые генерируют дополнительную себестоимость. Мы предлагаем инвестору напрямую контролировать свои расходы, стать организатором закупки и самостоятельно определять, какие материалы необходимы каждому исполнителю работ.

С нашей помощью он сможет осознанно распределять свои деньги. Например, мы поможем определить ему начальную максимальную цену закупаемого товара, жизненный цикл сложного оборудования и многое другое на основе имеющейся у нас нормативно-справочной информации, анализа предложений, запросов, прайс-листов.

CNews Analytics: Рейтинг операторов фискальных данных 2024
ритейл

Кроме того, с нашей помощью он может выйти и на другие рынки. Сегодня мы активно выстраиваем сотрудничество с китайским провайдером аналогичной услуги Alibaba, и наши клиенты на основании единых справочников получат возможность закупать необходимые им товары на китайском рынке. В настоящее время ведется тестирование закупочных процедур одним из наших клиентов.

Все описанные сервисы доступны клиентам нашей торговой площадки именно потому, что она является элементом группы «Газпромбанк». То есть у нас есть возможность предоставить им комплексную услугу в области управления корпоративными затратами.

Конечно, можно пойти и по пути самостоятельного создания подобной системы. Но здесь возникает сразу целый комплекс проблем. Во-первых, специалистов, способных построить эффективную модель управления затратами не так много и, как правило, они уже сотрудничают с крупнейшими российскими компаниями. Мы готовы предложить воспользоваться уже выстроенной ими моделью как сервисом до тех пор, пока наши заказчики не вырастят собственных профессионалов в этой области.

Во-вторых, у нас имеется инструментарий для оценки предложений, поиска аналогов, ведения нормативно-справочной информации для поиска этих аналогов, оценки максимальной начальной цены. С его помощью заказчики могут выбрать действительно оптимальное по всем параметрам предложение из тех, что существуют на рынке. Только благодаря использованию этого инструментария можно сэкономить 10-15%.

В-третьих, мы готовы предоставить клиентам возможность централизации закупочных процедур, ведения единого документооборота, что особенно актуально для молодых холдингов, в состав которых входит множество компаний. Объединив с помощью имеющихся у нас справочников закупаемые разными структурами товары, можно сэкономить значительные средства не только за счет снижения начальной максимальной цены (в среднем на 5%), но также и за счет повышения уровня прозрачности закупки и возможности контролировать непрофильные производственные затраты. А они, по статистике, составляют 10-30% от всех расходов компании.

CNews: Кто может воспользоваться предлагаемыми сервисами?

Михаил Константинов: Если компания уже выстроила эффективную модель управления закупочной деятельностью, то скорее всего почти достигла оптимума. Но таких компаний мало, они арендуют у нас только закупочный сервис или сервис управления ликвидностью и не собираются делиться с другими своим опытом.

Тем, кто еще не успел этого сделать, мы предлагаем наши компетенции в области создания эффективной модели, ориентированной на специфику конкретной компании – ее региональной принадлежности, используемой сырьевой базы, зафиксированного технологического цикла, взаимоотношений с другими участниками группы и пр. Мы понимаем, что поскольку компании очень разные, то для каждой из юридических, экономических, географических и производственных моделей мы вынуждены делать индивидуальный сервис. Наиболее уверенно мы чувствуем себя в области машиностроения, металлургии, горно-обогатительного производства, нефтегазе, оборонно-промышленном комплексе – это те сферы, в которых Газпромбанк исторически занимал очень высокие позиции. Однако мы активно расширяем имеющуюся экспертизу и привлекаем экспертов и из других отраслей.