Спецпроекты

CeBIT 2007: ИТ-налет России удался

Бизнес Тендеры
CeBIT меняется: немцы завидуют российской государственной поддержке отрасли, а наша страна становится партнером всемирно известной мировой выставки. Германия превращается в одного из основных импортеров российского ПО. Одновременно экспозиция автоматизации бизнес-процессов вытесняет потребительскую электронику. Азиаты же заговорили по-немецки и сделались самым многочисленным участником выставки, - такой увидели CeBIT 2007 корреспонденты CNews.

Собранная организаторами CeBIT статистика свидетельствует, что общее количество бизнес-мероприятий, прошедших за неделю, превысило 1,5 тысячи, а большая часть посетителей выставки – около 80%, приехали на выставку по служебной необходимости. Руководство CeBIT скрупулезно подсчитало, что суммарный объем инвестиций в мировую ИКТ-отрасль, "спровоцированных" выставкой, составит в 2007 году более 11 млрд евро, причем, значительная часть контрактов была подписана на выставке. По сути, CeBIT является на текущий момент не столько выставкой потребительской электроники, как это было всего 2-3 года назад, сколько бизнес-мероприятием.

Russian CeBIT

Пожалуй, основную лепту в витавшее в воздухе ощущение близких перемен внесло участие России в качестве страны-партнера CeBIT. Лейтмотивом стало развитие партнерских отношений с Германией как на уровне единого курса развития ИКТ-сферы двух государств, так и на уровне "прощупывания" возможностей европейского рынка для российских компаний.

Официальная церемония открытия CeBIT-2007 прошла с участием Ангелы Меркель, – Федерального канцлера Германии, и Сергея Нарышкина, зампредседателя Правительства России. Г-н Нарышкин отметил, что предоставленный России статус страны-партнера позволяет всесторонне отобразить перспективы развития всех направлений инфокоммуникационной отрасли в нашей стране. Вектор развития российской экономики сегодня - это ставка на высокотехнологичные отрасли, сектор ИКТ, развитие структур экономики 21 века, - подчеркнул заместитель председателя Правительства страны и отметил, что государственный бюджет не должен зависеть от конъюнктуры мировых цен на нефть и газ, когда нивелируются иные конкурентные преимущества страны. Впоследствии на конференциях, проходивших в период CeBIT, от представителей Германии не раз можно было услышать слова легкой зависти тому вниманию, которое уделяется в России на высоком государственном уровне развитию ИТ и масштабным государственным проектам в области информатизации.

Для России получение статуса страны-партнера означало, прежде всего, возможность продемонстрировать масштабность развития ИКТ-индустрии, темпы роста которой по итогам 2006 года достигли 80%, что в разы превышает показатели развития европейского рынка. Помимо этого, российский рынок ИКТ является еще и наиболее крупным в Европе – согласно статистике, озвученной на российско-немецком ИТ-саммите министром ИТ и связи РФ Леонидом Рейманом, его оборот в 2006 году составил около 6 млрд. долл. Емкость российского рынка, обусловленная "потребительским бумом" и быстрым ростом затрат всех уровней бизнеса на ИТ, низкая конкуренция среди поставщиков решений, высокое качество подготовки и универсальность российских ИТ-специалистов делает российский рынок весьма привлекательным для европейских компаний.

Однако до сих пор основными препятствиями для большинства европейских компаний являлась информационная изолированность российского рынка, высокие страновые и политические риски. И если второй фактор оказался сравнительно легко преодолимым, в частности, с помощью систематических оценок ведущих рейтинговых агентств, позволяющих прогнозировать развитие ситуации, то "закрытость" российской ИКТ-индустрии возможно победить только посредством масштабной информационной политики. Именно этой цели – формированию нового имиджа России в качестве инновационного государства, где бурное развитие бизнеса происходит при постоянном участии госвласти – и было посвящено участие страны в CeBIT, для чего был задействован целый арсенал средств, от публикаций в прессе и оформления стендов, распространения рекламных, информационных и аналитических материалов, до конференций и форумов, посвященных разным аспектам российско-германского взаимодействия в сфере информационных технологий.

Основной целью форумов стала выработка программы совместных действий, как на государственном уровне, так и на уровне отдельных компаний, обсуждение наиболее сложных вопросов партнерства России и Германии, и обмен опытом успешных совместных проектов между российским и немецкими компаниями.

Новое открытие России для европейцев

Россия смогла удивить участников выставки не только статистикой развития отечественного рынка и масштабами государственной поддержки ИКТ-отрасли, но и уровнем организации российской экспозиции, координацией информационной поддержки и общей серьезностью намерений. Из уст российских чиновников, пожалуй, впервые можно было услышать хороший спонтанный английский. Основная заслуга здесь принадлежит Олегу Бяхову, руководителю департамента стратегии построения информационного общества Мининформсвязи России, которого немецкая пресса уже назвала "образцом российского чиновника нового поколения" (Financial Times, Wirtschaftswoche, Spiegel).

На выставке Россию представляли более 170 участников. На объединенном российском стенде в павильоне №12 можно было увидеть проекты технопарков, здесь же, помимо стендов компаний были представлены масштабные государственные ИТ-системы, такие как ГАС "Управление", "Выборы", "Правосудие". Кроме того, работали специализированные Russian product software Pavilion, Russoft outsoursing Pavilion, Rustelco pavilion, объединенный стенд под эгидой Министерства образования РФ. Целый ряд отечественных компаний, работающих не только в сфере ИТ и телекоммуникаций, демонстрировали свои достижения и возможности. Это, например, ABBYY, Kaspersky Lab, 1С, Sitronics, Reksoft, Luxoft, Exigen Services, Lanit-Tercom, Naumen, Mera Group и многие другие.

Интерес к развитию российской ИКТ-сферы был весьма велик - за время работы выставки российскую экспозицию посетило около 175 тыс. человек, что было зафиксировано системой видеонаблюдения, разработанной российской компанией ФГУП "Элвис". Здесь же, на CeBIT было заключено несколько соглашений на поставку столь наглядно продемонстрировавшей свою эффективную работу системы.

В качестве символа России была выбрана хорошо известная европейцам матрешка. Каждый желающий мог получить в подарок более чем 30-сантиметровую расписную матрешку – для этого надо было посетить стенды нескольких российских компаний. Эта дорога получила название Matryoshkaway и пользовалась неизменной популярностью у посетителей.

Партнерство России и Германии в сфере ИКТ

Статус страны-партнера выставки предоставил России уникальный шанс продемонстрировать масштабность и темпы развития ИКТ-индустрии, что является необходимым для создания на мировой арене имиджа государства-новатора, в котором бурное развитие бизнеса происходит при непосредственном участии и поддержке власти. CeBIT, несомненно, представляет собой идеальное решение для продвижения имиджа России как инновационного государства: выставка предусматривает целый ряд возможностей для организации масштабной информационной поддержки. Сюда следует отнести не только публикации в прессе, оформление стендов, распространение рекламных и информационных материалов, но и организацию конференций, форумов, встреч, подиум-дискуссий, посвященных определенной тематике, которой в 2007 году стало сотрудничество Германии и России в сфере ИКТ.


Точки роста

По определенным ИТ-направлениям Россия является примером для всего мира

Юрий Гаврилов

CDTO Металлоинвеста

Стратегия месяца

Зачем государство ввязалось в гонку технологических вооружений

Михаил Замыцкий

директор по развитию «Ситилинк»