Разделы

"АПОРТ" поднимается на израильских инвестициях и "затягивает в Сеть" молодежь

В последнее время разговоры о Рунете сводятся практически к одной теме: кого купили, за сколько, и кого вот-вот купят. Называются большие суммы, упоминаются мифологические "богатые глупые иностранцы", распостраняются слухи о том, во сколько возросла стоимость того или иного проекта. Шума много. Нельзя сказать, что это "шум из ничего", но, по оценкам реалистов этого рынка, го бума" сильно преувеличены. Между тем, у инвестиционной ихорадки начала 2000 года была предыстория, не столь громкая, но зато уже принесшая первые плоды. Не все знают, что компания "Агама", известная на рынке своей поисковой системой "Апорт", испытала на себе"первую волну" зарубежных инвестиций. Произошло это около полутора лет назад, без особого паблисити, и потому осталось незамеченным не только простыми Интернет-юзерами, но и которыми обозревателями рынка. На момент инвестирования в "Агаме" работало всего несколько программистов. Сейчас их 100, а общее количество сотрудников составляет 140 человек. По дению коммерческого директора "Агамы" Ильи Островского, норма прибыли компании (все ньги "Агама" зарабатывает исключительно на рекламе), превышает 20%. Он что его компания самая прибыльная во всем Рунете (доказать или проверить подобные утверждения достаточно сложно). Впрочем, по его словам, рекламные и маркетинговые расходы "Агамы" на данном этапе превышают доходы.

Костяк будущих программистов компании сформировался в Московском Государственном Университете в восьмидесятых годах. В 1989 году они организовали многопрофильный научно-производственный кооператив "Агама". На базе его отдела программирования в 1992 году было основано АОЗТ "Агама", которое занялось разработкой программного обеспечения, специализируясь на лингвистических технологиях. Компания приобрела известность благодаря программе проверки русской орфографии "Пропись", словарю-справочнику "Русский Филолог" и программе обучения машинописи "Виртуоз".

С 1996 года "Агама" начала переориентироваться на Интернет и создала собственную поисковую систему "Апорт". Экономический кризис 1998 года нанес по компании серьезный удар. Сразу после кризиса, когда российская экономика, и Интернет в частности, находилась в довольно плачевном состоянии, в Израиле заинтересовались Рунетом как перспективной для капиталовложений областью. Представитель группы анонимных инвесторов, бизнесмен Джозеф Авчук (Joseph Avchuk), провел ряд переговоров с российскими интернет-компаниями и в результате заключил инвестиционную сделку с "Агамой", а впоследствие и с компанией WebTech.

Инвесторы решили полностью отказаться от разработки программного обеспечения и сделать ставку на развитие поисковой системы "Апорт". Задача перед разработчиками модернизированной версии "Апорта" была поставлена непростая: создать самую технологичную поисковую машину в России, а по возможности, и в мире. Только в 1999 году только в развитие "Апорта" был вложен 1 млн. долларов. За счет инвестиций проект, который с трудом находил средства к существованию, не говоря уже о том, чтобы развиваться в технологическом плане (на момент инвестиций в "Агаме" было 2-3 программиста), был в течение года кардинально видоизменен. У обновленного "Апорта" действительно есть ряд существенных инноваций. Он является совокупностью поисковой системы, рубрикатора и счетчика. Система организована таким образом, чтобы по нескольким десяткам критериев отобрать в качестве первого ответа на запрос наиболее соответствующий ему ресурс. Один из главных критериев - это индекс цитируемости: чем больше ссылок на ресурс присутствует в Сети, тем выше он стоит в списке результатов поиска. Если ресурс зарегестрирован в каталоге www.atrus.ru , то он сопровождается аннотацией.

Еще одной важной особенностью системы является ее двуязычность: "Апорт" имеет онлайновый переводчик, позволяющий не знающим английского языка посетителям пользоваться западными ресурсами - и наоборот, путешествовать по Рунету англоязычным людям.

После "Агамы" и Web-Tech той же группой инвесторов были куплены и другие ресурсы, в том числе сайт Omen. Сейчас все они объединены под крышей компании "Агама", которая продолжает приобретать русскоязычные сетевые проекты, кажущиеся израильским инвесторам перспективными. На данный момент "Агама" владеет поисковой системой "Апорт", каталогом @RUS, сайтом "Омен" и контент-проектом e-group, включающим в себя тематические сайты e-polit, e-class, e-media, e-line, e-tour, e-fin, а также игровым проектом "Миллениум".

Отдел маркетинга был создан в компании лишь в августе 1999 года. Из Израиля развивать маркетинг приехал Илья Островский, который стал коммерческим директором "Агамы". За 7 месяцев существования отдел серьезно разросся и создал много нестандартных решений по раскрутке продуктов "Агамы". В компании негативно относятся к прямой рекламе. "Я считаю, что за те деньги, которые необходимо вкладывать в рекламу, можно сделать массу интересных, а главное, более эффективных вещей" - говорит г-н Островский.

Примером удачной работы отдела он считает игровой проект "Миллениум", значительно увеличивающий посещаемость системы. Победители каждого этапа получают приз - автомобиль (уже разыграны ВАЗы пятой, шестой и седьмой модели). Изначально проект задумывался как убыточный, но за счет привлечения спонсоров (основной партнер - сайт www.icqfoto.ru) стал прибыльным. Денежный эквивалент информационной поддержки в прессе и на радио, которую получил проект, равняется почти 90 000 долларов.

Александр Бабкин, Газпромбанк: Сейчас иностранные ИБ-решения в Газпромбанке замещены на 65%
безопасность

"Агама" пытается не только "переманивать" на свои ресурсы постоянных пользователей Рунета, но и "затягивать в Сеть" новичков с помощью "оффлайновых" промо-акций - вечеринок, концертов с участием молодежных групп и исполнителей (Найк Борзов, "Танцы Минус", "Мэд Дог"), и т.п. С 5 мая на телеканале MTV-Россия появилась часовая передача о сексе "Ночь Откровений", организованная совместно MTV и "Апортом". Ее ведущие получают вопросы телезрителей не только по телефону или пейджеру, но и через "Апорт".

Компания не скрывает, что ориентируется на привлечение самой активной и легко внушаемой группы пользователей - подростков и молодежи. "Сейчас нас интересует не качественный состав аудитории и не зарабатывание денег, а только рост посещаемости. Это основной приоритет. Время российской электронной коммерции придет не раньше, чем через года полтора -два. За это время надо успеть занять свою нишу - ведь сейчас чертится карта Рунета" - комментирует г-н Островский.

В начале апреля "Агама" провела "для внутренних нужд" исследование темпов роста пользователей Интернета в России. Для анализа использовались данные ряда источников, такие как результаты опросов маркетингового агентства Gallup Media, данные о приросте пользователей на сайтах, которые обсчитывает счетчик Ranker, принадлежащий "Агаме", количество проданных в России модемов, ПК с модемами и сетевого оборудования. Параллельно вычислялся прирост пользователей "Апорта". Несмотря на пессимистичные прогнозы (ожидалось, что прирост населения Рунета не превышает 1,5-2% в месяц), результаты исследования оказались неожиданными - ежемесячный рост аудитории российского интернета составил 4%. Рост посещаемости "Апорта" составил 6%, не в последнюю очередь благодаря усилиям отдела маркетинга.

По утверждению "Агамы", ежемесячный прирост пользователей "Апорта" в период с августа по декабрь 1999 года составлял 20-25%. Сейчас аудитория "Апорта" растет на 6% в месяц. "В августе 1999 года посещаемость "Апорта" составляла где-то половину от посещаемости "Яндекса", а уже в декабре, по нашим данным, мы его обогнали, в том числе и по узнаваемости бренда, что подтверждается декабрьской волной исследования Gallup Media - утверждает г-н Островский, - Сейчас мы находимся на втором месте после "Рэмблера", а если взять все ресурсы, которые принадлежат "Агаме", то количество ежемесячных посещений приближается к полумиллиону". Вместе с тем, "Агама" признает, что брендом как таковым "Апорт" на сегодняшний момент не является. "У нас есть высокотехнологичная поисковая машина, у нас есть аудитория, которой нравятся те или иные наши продукты, но бренда у нас нет, и это - главная проблема".

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

Проблему эту "Агама" собирается решать летом этого года. На второе полугодие компания разработала детально проработанный маркетинговый план. Основной его целью является массированное промотирование системы "Апорт" и создание у потребителя ассоциативной связи "Апорт" - "высокие технологии". "Последние 7 месяцев мы прицеливались и ориетировались, а во второй половине 2000 года мы будем активно бороться за расширение своих границ, причем так, как мало кто себе может представить - говорит г-н Островский, - Маркетинговый бюджет у нас такой, которого нет ни у кого в российском интернете - на второе полугодие этого года это миллионы долларов, а на 2001 - уже реально говорить о десятке миллионов".

"Агама" весьма оптимистична в оценке перспектив российского Интернета. "Сейчас время вложений, потом придет время больших заработков. Через 1,5 года Рунет разовьется до стадии, когда он будет представлять интерес для рядового зарубежного держателя акций". Как и у всех игроков Рунета, опирающихся на мощные зарубежные инвестиции, планы у "Агамы" наполеоновские. "Чтобы выйти на IPO надо, чтобы независимые источники называли нас интернет-компанией №1 в России. Это цель-максимум, не обязательно мы сможем ее достигнуть, но выход на IPO мы планируем на лето-осень 2001 года" - говорит г-н Островский.