Алексей Козырев: О планах развития ЕПГУ, СМЭВ и других систем электронного правительства
О борьбе с «пробками» в СМЭВ, новой версии портала госуслуг, приоритетах регионов в развитии электронного правительства и рейтингах их успеваемости, роли «Ростелекома», Почты России и НИИ «Восход» в интервью CNews рассказал заместитель министра связи Алексей Козырев.CNews: Как вы оцениваете итоги 2013 года с точки зрения развития электронного правительства? Что удалось, что нет?
Алексей Козырев: 2013 год был направлен на реализацию нескольких проектов. Их можно разделить на две категории: развитие инфраструктуры электронного правительства и развитие функциональности каналов, которые видны гражданам. Конечно, больший приоритет был у проектов по развитию инфраструктуры, потому что на основе этой функциональности потом можно будет развивать более качественные и удобные сервисы. Проекты по развитию инфраструктуры, прежде всего, связаны с развитием СМЭВ (системы межведомственного электронного взаимодействия – прим. CNews). Для того чтобы все госуслуги работали, нужно, чтобы информационные системы органов власти между собой были связаны сетью, позволяющей передавать важные сведения для оказания госуслуг. В 2013 года мы вошли с ситуацией, при которой довольно много сведений, необходимых для оказания услуг, не были доступны в СМЭВ. Прежде всего, речь идет о сведениях, перечень которых определен в Распоряжении 1123-р. Это сведения, которые находятся в распоряжении региональных органов власти, которые требуются федеральным органам для оказания госуслуг. Таких сведений у нас в 2013 году было 18, и по каждому из 18 сведений каждый субъект должен был предоставить федеральным органам возможность запрашивать эти сведения через СМЭВ.
CNews: Судя по рейтингам, которые публикует Минкомсвязь, это не вполне удалось…
Алексей Козырев: По результатам работы в 2013 году не все субъекты справились с этой задачей одинаково успешно (показывает распечатанную таблицу – рейтинг регионов). Есть субъекты, которые сделали все на 100%, и субъекты, которые не успели. Большая часть из них завершит предоставление этих сведений через СМЭВ в конце января. По состоянию на 20 января 22 субъекта полностью готовы предоставлять свои сведения федеральным органам, остальные – в разной степени. Сегодня в продуктивном контуре ноль сервисов – только по Республике Карелия. С каждым субъектом мы очень плотно работаем. В Минкомсвязи есть проектный офис, который координирует работы между федеральными органами и регионами, участвующими в проекте.
CNews: Можете в двух словах рассказать, в чем заключаются проблемы самых отстающих регионов – Карелия, Ингушетия, Тыва, Новгородская область (по состоянию на 20 января 2014 года)?
Алексей Козырев: Да, конечно (заглядывает в смартфон). Карелия. Подрядчик – «Форс», он же - подрядчик Архангельска, по которому у нас 92% в продуктивном контуре. Карелия говорит, что центр обработки данных, в котором работает инфраструктура электронного правительства в субъекте, переносился с одной площадки на другую. Соответственно, есть проблемы с бюджетом, были технологические проблемы с переносом ЦОД. Это притормозило проекты.
Алексей Козырев: По результатам работы в 2013 году не все субъекты одинаково успешно справились с задачей предоставить возможность запрашивать сведения через СМЭВ
Подрядчик республики Тыва тоже «АйТи», Новгородской области – «Центр открытых систем и высоких технологий». Работы по настройке серверов Новгородской области проводились в период тестирования, то есть технически регион не был готов к началу. Были проблемы с Росреестром: информационные системы не принимают запросы Росреестра. Все это в основном организационные вопросы.
CNews: При этом тестирование сведений у этих регионов в целом завершено…
Алексей Козырев: Для того чтобы протестировать, нужно использовать инфраструктуру подрядчика. Условно говоря, подрядчик у себя поднимает стенд и заходит в наш тестовый контур.Фактически тестовый контур – это некое подобие инфраструктуры электронного правительства, но со снятием ограничений по информационной безопасности, по электронной подписи; инфраструктура субъекта не требуется.
CNews: Когда отстающие субъекты обещают ввести свои сервисы в продуктив?
Алексей Козырев: Все субъекты, в том числе Карелия, обещают сделать это до 31 января. В этот день (интервью было записано 20 января 2014 года, - прим. CNews) состоится подкомиссия по госуслугам, председателем которой является Николай Никифоров. На этой подкомиссии мы будем обсуждать статусы субъектов, подводить итоги и по результатам направим в правительство доклад, в котором отразим все вопросы, которые у нас еще остались.
Но тот проект, который реализовывался в 2013 году, – это только часть общего проекта по развитию функциональности СМЭВ. В том же Распоряжении 1123-р, помимо этих сведений, есть еще достаточно много сведений, переводимых в электронный вид с января 2015 года, которые должны быть доступны для межведа. Прежде всего, это сведения ЗАГСа: информация о свидетельствах о рождении, регистрации брака, смерти. Часто для предоставления госуслуг требуются именно они. Сейчас эти сведения отнесены к категории документов личного хранения. Некоторые субъекты уже реализовали проекты по информатизации ЗАГСа и провели ретро-конверсию документов, которые хранятся в архивах. Согласно распоряжению правительства, с 1 января 2015 года все сведения ЗАГСа должны быть доступны через межвед. Тем субъектам, которые уже сделали конверсию, осталось только вывести соответствующие сервисы. Остальным в этом году предстоит внедрить системы ЗАГСов и вывести сведения. Поэтому мы будем продолжать вести эту отчетность по первым траншевым сведениям до тех пор, пока 100% субъектов не сделают все сведения в продуктиве. Кроме этого, мы будем добавлять следующую категорию сведений.
CNews: Что еще можно выделить в качестве итогов 2013 года?
Алексей Козырев: В 2013 году мы занимались развитием информационных систем инфраструктуры. Во время проведения этих работ они еще не требовали вовлечения участников, но сейчас, в 2014 году, когда мы приняли результаты и начинаем их внедрять, субъекты и федералы также должны будут подключиться. Что конкретно мы сделали? СМЭВ с точки зрения архитектуры устроена как интеграционная шина данных. Специфика этой шины заключается в том, что поставщик и потребитель сведений, взаимодействующие через нее, каждый раз определяют не только сам формат сведений, которые передаются через шину, но и все вопросы, связанные с упаковкой данных в конверт, подписанием конверта. Несмотря на то, что есть методические рекомендации о том, как это правильно делать, в рамках этих методических рекомендаций конкретные технические реализации могут отличаться. В результате получается, например, такая история. Росреестр является поставщиком сведений по межведу. Он определяет формат своего сервиса, передающего сведения, и все субъекты и федеральные органы, которые являются потребителями, реализуют интеграцию в своих информационных системах под этот формат. И он, этот формат, уникален. Затем появляется другой поставщик сведений. Например, Федеральное казначейство, сведения из ГИС ГМП. Они для себя в рамках методических рекомендаций определяют другой формат. И все участники под этот формат снова заключают контракты, снова разрабатывают адаптеры. И так интеграции делаются много-много раз как будто в первый раз, как будто заново. Это приводит к тому, что, во-первых, система становится достаточно тяжелой для изменений, потому что любое изменение требует фактически переделки интеграции. С другой стороны, достаточно трудоемко и затратно так подходить к вопросу, потому что существуют сведения не очень востребованные.
У нас сейчас в СМЭВе зарегистрированы порядка 450 федеральных сервисов. Если посмотреть на нагрузку, которая возникает, то видно, что Федеральное казначейство, МВД, Росреестр, Федеральная налоговая служба являются основными поставщиками сведений через межвед. И на их сервисы из 450 приходится львиная доля трафика. При этом вывод любого сервиса, даже вообще не нагруженного, по которому 10 запросов в год, стоит примерно тех же денег.