Разделы

Интеграция ИТ в госсекторе

Алексей Козырев: О планах развития ЕПГУ, СМЭВ и других систем электронного правительства

О борьбе с «пробками» в СМЭВ, новой версии портала госуслуг, приоритетах регионов в развитии электронного правительства и рейтингах их успеваемости, роли «Ростелекома», Почты России и НИИ «Восход» в интервью CNews рассказал заместитель министра связи Алексей Козырев.

Одна из доработок портала была сделана для того, чтобы портал, учитывая, что он достаточно посещаемый ресурс, всплывал в поисковиках и показывался в контексте поисковых запросов, посвященных госуслугам, в числе первых.

CNews: Уже есть результаты?

Алексей Козырев: Пока нет, потому что опять-таки в декабре этого года мы приняли работу по контракту и сейчас идет подготовка к релизу, который, как мы рассчитываем, будем сделан в феврале, когда в бою появится новая версия Единого портала госуслуг. Там есть еще целый ряд доработок. В целом, они носят такой характер оптимизации того, что было сделано ранее. Ничего нового не появляется пока, и план по существенной переделке, повышению юзабилити портала у нас стоит на 2014 год.

CNews: Расскажите об этом плане чуть подробнее.

Алексей Козырев: Во-первых, появится упрощенная регистрация, о которой я уже сказал. Во-вторых, изменится дизайн сайта так, чтобы он был более понятным с точки зрения навигации. Сейчас, например, найти услугу по записи на прием к врачу через контекстный поиск довольно сложно. Нужно выбрать ведомство Минздрав, и в ведомстве Минздрав найти услугу записи к врачу, что не очень удобно для пользователей. Соответственно, переделываем навигацию, привязку услуг к жизненным ситуациям, поиск внутри портала, новый дизайн для того, чтобы пользовательский опыт был более комфортным, чтобы не приходилось много раз многоуровневые ссылки щелкать, пока найдешь услугу.


Алексей Козырев: В 2013 году мы запустили федеральный телефонный центр, который собирает мнения граждан о качестве оказания услуг

Делаем возможность оплаты услуг на портале не только по начислениям, но и по пошлинам. Это очень важно, потому что начисления – это штрафы, задолженности перед ФССП, задолженности по налогам. С этим все просто, потому что начисления ведомство делает в ГИС ГМП. И сумма платежа в ГИС ГМП уже создана. Нам нужно только показать ее гражданину и дать возможность оплатить. Пошлины же не создаются ведомством, потому что ведомство еще не знает, что человек обращается за услугой. Я еще заявление на загранпаспорт не подал, а мне надо вместе с заявлением уже подать информацию о том, что я оплатил. Поэтому пошлина – это авансовый платеж. И когда мы говорим об авансовом платеже, возникает вопрос, как ведомство потом в ГИС ГМП найдет конкретно ваш платеж.

Мы сделали с Федеральной миграционной службой пилот по оплате пошлины за загранпаспорт. Сейчас для Санкт-Петербурга эта технология уже запушена. Суть ее заключается в том, что Единый портал госуслуг при приеме заявления на получение загранпаспорта предлагает оплатить пошлину, и ГИС ГМП самостоятельно через ФМС делает эту запись о том, что пошлина оплачена. И когда заявление с портала потом приходит в ФМС, они по этому заявлению в ГИС ГМП могут опознать. И вся схема начинает работать.

По аналогии мы хотим сделать оплату пошлины по остальным услугам, которые оказываются на портале. Это будет одна из важных доработок на 2014 год. Кроме того, у нас на сегодняшний день достаточно много разных сайтов, порталов, на которых можно получить те или иные услуги. Это и региональные порталы госуслуг, это ведомственные порталы госуслуг…

CNews: Ту же запись на прием к врачу Минздрав сделал на своем сайте...

Алексей Козырев: Ну да, они очень красиво написали, что там это будет работать проще, чем на ЕПГУ. Это довольно странно, потому что на ЕПГУ запись на прием сделана по техническому заданию самого Минздрава. И запись на прием ЕПГУ работает с той же самой информационной системой, с которой работает их ведомственный портал. И, конечно, мы будем с Минздравом работать над тем, чтобы они изменили свое ТЗ в ЕПГУ и сделали свою услугу удобной.

Мы видим себе систему взаимодействий Единого портала, ведомственного портала и региональных порталов таких образом, что на всех этих ресурсах используется единая система идентификации и аутентификации (то есть у человека должен быть один логин и пароль). Затем мы делаем единую сквозную навигацию через все эти ресурсы. То есть это будет такая планка по аналогии с Яндекс.Баром, в которой будет реализована как раз идентификация, аутентификация пользователя. Там будет кнопка «Зарегистрироваться» и кнопка «Войти», будет каталог государственных ресурсов, на которых можно получать госуслуги, и контекстный поиск. Можно будет зайти в строку поиска, написать там, допустим, «Запись на прием к врачу», и увидеть ссылки на ведомственные порталы, региональные порталы, единый портал госуслуг.

С бэкэндовой стороны мы планируем реализовать проект по интеграции личных кабинетов с различных порталов в единый личный кабинет. В 2013 году мы его технологически отделили от портала госуслуг в отдельную подсистему. Он представляет из себя что-то вроде почтового ящика, в который попадает информация из разных каналов оказания услуг – с ведомственного, с регионального портала. Человек там может видеть, какие заявления он подавал, статус, сохранять результаты оказанных услуг в виде электронных документов.

CNews: Когда появится единый кабинет?

Алексей Козырев: Это как раз проект по развитию на 2014 год. То есть мы с «Ростелекомом» уже заключили контракт на развитие единого портала на 2014 год. Работы будут сданы в ноябре, и после того как они будут сданы, какое-то время потребуется на внедрение и запуск. Я думаю, в начале 2015 года функционал будет запущен.

CNews: Какой бюджет запланирован на развитие электронного правительства в 2014 году?

Как начать работать с большими данными без капитальных затрат
Облака

Алексей Козырев: На развитие выделяется более 500 млн. рублей.

CNews: Какую часть из них получит «Ростелеком» как единственный исполнитель?

Алексей Козырев: «Ростелеком» получит порядка 70-75%.

CNews: А остальные деньги будут распределяться в ходе тендеров?

Алексей Козырев: Да.

CNews: Какие проекты планируется разыграть на тендерах?

Алексей Козырев: Федеральный телефонный центр и работа в области аналитики по электронному правительству. Мы планируем провести исследование пользовательского опыта и основных приоритетных направлений дальнейшего развития электронного правительства, на основании которого мы сможем построить план развития портала и инфраструктуры на период с 2015 года и дальше. Сейчас у нас есть концепция развития электронных услуг, утвержденная распоряжением правительства, и дорожная карта, которая определяет основные направления. В рамках этих основных направлений очень важно получать обратную связь от потребителей, от пользователей, и один из способов получения этой обратной связи – это проведение такого исследования.

CNews: CNews: «Ростелеком» по-прежнему будет привлекать подрядчиков на основную часть работ по развитию электронного правительства или ситуация как-то поменяется по сравнению с тем, что было раньше?

Алексей Козырев: Думаю, что поменяется. В «Ростелекоме» сейчас заканчивает формироваться команда, которая ориентирована как раз на создание внутренней экспертизы. Мы рассчитываем, что какую-то ядерную функциональность «Ростелеком» будет развивать самостоятельно. Безусловно, на рынке есть подрядчики, которые имеют большой опыт в реализации конкретных информационных систем. Поэтому, скорее всего, конечно, «Ростелеком» будет привлекать субподрядчиков, но при этом экспертизу по ключевым системам инфраструктуры – СМЭВ, ЕПГУ – мы видим внутри «Ростелекома».

CNews: Какова будет роль НИИ «Восход» в проектах электронного правительства?

Алексей Козырев: «Восход» является субподрядчиком «Ростелекома», привлекаемым на отдельные проекты, в частности, на ситуационный центр.

CNews: Возвращаясь к регионам. У вас есть рейтинг запросов через СМЭВ. Адекватность цифр, на которых он построен, вызывает большие сомнения. Планируется ли его как-то развивать, менять методику?

Алексей Козырев: Да, планируется. Методика, безусловно, будет меняться. Сейчас рейтинг мы используем только для того, чтобы видеть субъекты, у которых не идет взаимодействие. При этом те субъекты, у которых оно идет, мы не можем между собой сравнивать, потому что как раз отсутствие очереди гарантированной доставки приводит к тому, что субъекты генерируют разное количество повторных проверочных запросов, которые мы никак не можем отловить. Переход на новую технологию, о которой я рассказал, создает однозначную привязку каждого запроса к конкретному факту оказания услуги. То есть одна услуга – один запрос. И тогда мы четко будем понимать, что рейтинг, построенный на основании такого количества запросов, он отражает реальную ситуацию с оказанием услуг с использованием СМЭВ. Но, учитывая, что внедрение новой системы в 2014 году только начинается, мы в 2014 году будем продолжать рассчитывать рейтинг по той системе, которую сейчас предоставляет «Ростелеком», постепенно к 2015 году переходя уже на новую систему.

Подписаться на новости Короткая ссылка