Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Александр Давыдов: за суверенитет надо платить

Сейчас российские разработчики ПО оказались между молотом и наковальней – с одной стороны, государство душит высокими налогами, с другой – все сильнее ощущается давление со стороны иностранных вендоров. Генеральный директор Naumen Александр Давыдов считает, что в случае значительного снижения налогового бремени отрасль может быстро подняться и оказаться новой "дойной коровой" экономики. В противном случае разработчики будут вынуждены работать по оффшорным схемам. О проблемах отечественных разработчиков ПО, а также о том, почему компания Naumen пошла по пути Open Source, г-н Давыдов рассказал корреспонденту CNews.

CNews: Какие направления своей деятельности на основе открытых исходных кодов вы выделяете как наиболее важные?

Александр Давыдов: Наша компания выпускает коммерческие продукты, используя FOSS. В основе всех наших продуктов лежат бесплатные и открытые компоненты и библиотеки ПО из направления Open Source & Java. В этом направлении мы выпускаем обычные закрытые платные продукты. У нас длинная линейка зрелых продуктов класса Service Desk, CRM, Contact center, e-Learning, Doc-Workflow, CMS, "госзакупки" - на которых сделано более 400 проектов. Есть еще направление деятельности, которое отрасли необходимо, но мы им сегодня не занимаемся. Сейчас бурно развивается замена закрытого инфраструктурного ПО на FOSS с целью удешевления инфраструктуры. Это касается операционных систем, офисного ПО, где Linux и Open Office создали конкуренцию MS Windows и MS Office. Конкуренция приводит либо к вытеснению, либо к удешевлению продуктов Microsoft. Есть, наконец, третье направление деятельности – разработка собственных продуктов FOSS или участие в разработке сторонних продуктов. Множество российских разработчиков вносят свой личный вклад в развитие Open Office, Linux и других проектов. Ключевым моментом проекта FOSS является умение поддерживать общину разработчиков. У нас тоже есть продукты, открытые с лицензией FOSS, но мы пока не предпринимали попыток создать общину разработчиков. Обычно мы продаем закрытые продукты с частными лицензиями, но если заказчик (обычно это государство) полностью оплачивает разработку и согласен открыть продукт, то мы его открываем, как продукт FOSS.

CNews: Какие преимущества получает разработчик ПО, предлагая свои продукты на основе открытых исходных кодов?

Александр Давыдов: Free Open Source Software – открытое и бесплатное ПО, которое является бесплатным ресурсом технологий для разработки прикладных продуктов компании. Выбор модели бизнеса на FOSS дает возможность предлагать нашим клиентам более низкие цены вследствие меньшей цены комплектующих, что ведет к увеличению рентабельности проектов. Кроме того, это позволяет экономить время и ресурсы на длительных проектах. Привлекательный имидж уменьшает затраты на вхождение на рынок и увеличивает шансы на выгодный госзаказ в стране и за рубежом.

Александр Давыдов: Выбор модели бизнеса на FOSS дает возможность предлагать нашим клиентам более низкие цены
Александр Давыдов: Выбор модели бизнеса на FOSS дает возможность предлагать нашим клиентам более низкие цены

Более того, благодаря широкому участию компаний и разработчиков, происходит постоянное расширение функций и качества FOSS. Мы находимся на растущем тренде и растем не только нашими усилиями, но и усилиями всех участников, которые работают с решениями FOSS. Стоит отметить, что открытые коды позволяют самостоятельно исправлять ошибки, это в свою очередь снижает риски проекта по срокам и создает технологическую независимость от поставщика.

CNews: В арсенале ваших решений есть продукты класса CRM. Некоторые иностранные вендоры предлагают также ERP с открытым исходным кодом. Как вы относитесь к этой инициативе? Способны ли подобные решения хоть сколько-нибудь потеснить позиции ERP-гигантов? Планируете ли вы разрабатывать аналогичную КИС?

Александр Давыдов: Мы не уделяем особого внимания открытым ERP-решениям, потому что сейчас сильнее тенденция создания интегрированных приложений. Наблюдаются две важные тенденции. Первая – крупные поставщики ERP решений преобразуют их в "экосистемы", в интегрируемые конструкторы, предусматривающие встраивание продуктов сторонних разработчиков. Вторая тенденция – развитие стандартов и открытых продуктов интеграции, которые быстро уменьшают затраты на создание собственных платформ интеграции и позволяют обойтись без ERP и создать свою "экосистему". Нынешние ERP с исходным кодом пока не вписываются в эти тенденции.

Мне кажется, что время универсальных решений прошло, сквозные процессы делать уже не сложно, и сейчас идет борьба за эффективность отдельных операций, повышающих производительность труда на рабочем месте. Эффективность могут обеспечить отраслевые специализированные приложения. Нам сейчас интересны российские специализированные отраслевые продукты, которые могут быть интегрированы с нашими для повышения общей конкурентоспособности. Мы ищем партнеров, которые бы хотели дополнить свои отраслевые решения нашими продуктами, либо хотели бы перевести свои продукты на современные технологии.

CNews: В Госдуме был рассмотрен закон, предусматривающий постепенную замену западного ПО отечественным в некоторых стратегических отраслях. Отразится ли это постановление на бизнесе иностранных ERP-вендоров в России? Могут ли отечественные разработчики обеспечить полноценную работу этих сегментов?

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Александр Давыдов: Иностранные ERP-вендоры поставляют продукты, в основном, бизнесу, а не госструктурам, поэтому закон на них сильно повлиять не должен. К тому же этот закон легко провалить, если примут второй закон, кардинально снижающий налоги только на экспортную разработку ПО и оставляющий нынешнее налогообложение для внутреннего рынка. После принятия второго закона возникнут следующие последствия.

Первое: невозможность конкуренции с западными вендорами на российском рынке по мере легализации бизнеса ПО и выплаты всех налогов. Как следствие – станет невозможно исполнить упомянутый вами закон, нечем будет замещать импортные продукты. Второе: произойдет выталкивание дееспособных компаний на западный рынок, где именно успешные компании потеряют российских собственников. Это естественный процесс, наблюдаемый постоянно, "кто за девушку платит, тот ее и танцует". Как следствие, - совершается переход суверенитета компаний к западным собственникам вместе с законодательством и налогами. Принимая закон о снижении налогов только для экспортного ПО, наши законодатели совершают самоэкзекуцию наподобие унтер-офицерской вдовы.

У нашей компании все продукты работают на Open Source, поэтому нам легко обеспечить действие закона о российском ПО. Но если говорить в целом о рынке, то следует сказать, что одномоментной замены на FOSS быть не может, это процесс, который нужно направлять госзаказом. Бизнес не станет инвестировать средства в ПО, если оно не окупится в ближайшие 1-2 года. А выигрыш от решений на открытом коде становится явным через 3-5 лет. Такие долгосрочные инфраструктурные инвестиции может делать только государство.

Большая доля заказов внутри России способна обеспечить российский суверенитет компаниям ПО, в том числе тем, кто работает на запад, поэтому необходимо обеспечить низкие налоги на разработку ПО для отечественного рынка. Если говорить про ERP, то зрелость отечественных разработчиков и их решений растет быстрыми темпами, так что через 2-3 года появятся полноценные альтернативы западным разработкам, если государство повернется лицом к отрасли и снизит налоги на производство ПО, как это сделали в Белоруссии.