Разделы

ПО Бизнес Цифровизация

Арсений Олевский: В финтехе актуальны технологии децентрализованных финансов, которые позволяют совершать сделки друг с другом напрямую, без банков

В последнее десятилетие сфера финтеха (технологий для совершения платежей, инвестирования и прочих действий с деньгами) стремительно развивается. С 2012 объем вложений средств в компании этого сектора рос, достигнув рекордно высокого уровня к первой половине 2020-х. В наши дни финтех-стартапом никого не удивишь. Однако есть предприниматели, которые предвосхитили эпоху: они пришли в отрасль намного раньше и первые стали миллионерами. Бизнесмен Арсений Олевский начал разрабатывать технологии для финансов еще в 2003 году: именно тогда он создал ипотечный калькулятор, благодаря которому получил 5 миллионов долларов дохода за несколько лет. Арсений Олевский рассказал, как создаются и коммерциализируются технологии для глобального рынка.

CNews: Арсений, на мировом рынке финтеха вы в числе первопроходцев. Как вам удалось раньше, чем большинству разработчиков и инвесторов, понять, что это направление перспективно, и заработать на нем миллионы долларов?

Арсений Олевский: Моя история началась в начале 2000-х, когда я, учась на факультете международной экономики Ташкентского университета, совместно с однокурсниками сделал сайт www.маклер.uz, на котором продавцы и покупатели недвижимости могли находить друг друга. Это был мой первый опыт создания продукта, и я в процессе его разработки не размышлял о том, насколько успешным или неуспешным он станет. Однако, когда мы запустили сайт, то на нем стали регистрироваться пользователи, размещать объявления, оставлять комментарии. Тогда я понял, что мне под силу создавать востребованные продукты.

В дальнейшем, уже окончив университет, я продолжил создавать сайты. Я сразу понимал, что на создании сайтов много не заработаешь. Поэтому я одни сайты создавал за деньги для клиентов как обычный программист, а другие — бесплатно для себя, и уже как предприниматель их коммерциализировал.

Арсений Олевский: Обычно я замечаю незакрытую потребность целевой аудитории и создаю продукт, который поможет ее закрыть

Я внимательно смотрел на то, что происходит в жизни общества в мире и в моей стране — Узбекистане, — и улавливал, какие изменения назревают. Затем создавал технологии, которые могут удовлетворить назревающий запрос аудитории.

CNews: Одной из такой технологий стали ваши ипотечные калькуляторы: вы их разработали и вывели на рынок США. Ими пользовались миллионы американцев. Это новшество принесло вам 5 млн долларов за несколько лет. Что позволило вам понять: именно такой инновационный продукт нужен обществу США?

Арсений Олевский: Прежде всего, мне было понятно, что онлайн-калькуляторы — перспективная тема. Во многих странах набирала обороты торговля, росли зарплаты, увеличивалось потребление, и, конечно, подобный инструмент, который позволил бы быстро и без усилий выполнить нужные расчеты, сильно облегчал жизнь. Я разработал несколько онлайн-калькуляторов и начал их коммерциализировать. Оказалось, что одни более востребованы, чем другие. Самым доходным получился тот онлайн-калькулятор, который я сделал в помощь пользователям, которые брали кредиты. Он позволял рассчитать величину ежемесячного взноса и показывал график выплат.

Я сразу сделал этот калькулятор в долларах для американской аудитории, потому что США — один из самых больших рынков мира, и многие заинтересованы выйти на него с товарами и услугами.

CNews: Вы делали плагины для Wordpress затем выкупили их и стали монополистом по плагинам для ипотечных калькуляторов, увеличив свой доход. Двигаться в этом направлении вам подсказала предпринимательская интуиция или вы проводили анализ рынка и выполняли расчеты?

Арсений Олевский: В первую очередь, конечно, предпринимательская интуиция, потому что часто я создаю продукты для тех сегментов рынка, где еще не начался интенсивный рост. По ряду косвенных признаков прогнозирую, какое направление будет перспективным, и начинаю в нем работать. А уже потом на этот рынок приходят остальные предприниматели.

Обычно я замечаю незакрытую потребность целевой аудитории и создаю продукт, который поможет ее закрыть. Например, люди массово стали создавать сайты на Wordpress. Понятно, что, когда человек не является профессиональным администратором сайтов, программистом или веб-дизайнером, то ему тяжело подобрать блок модулей, оформить лендинг, а уж создать форму индивидуальной обратной связи — сравнимо по сложности с походом в горы. Поэтому, когда кто-то предлагает плагины, люди с радостью пользуются, им становится легче создавать сайты.

Таким образом, нельзя сказать, что совсем не провожу анализ: наоборот, я внимательно изучаю то, что происходит с целевой аудиторией. Просто большинство представителей бизнеса идут за рынком: они анализируют его динамику и выбирают растущие сегменты. А есть те предприниматели, которые ведут рынок за собой, начиная первыми развивать новые направления.

CNews: Я думаю, это это не выбор предпринимателя, а предопределенный путь. У многих есть «деловая жилка»: они строят бизнес и зарабатывают. А у небольшого процента людей — как у вас — врожденный талант визионера: способность увидеть то, что еще скрыто от глаз других. Такие предприниматели и создают принципиально новое, прорывное. Свой маркетплейс перелетов бизнес-джетами Yond.com — вы тоже запускали, основываясь на взгляде визионера?

Арсений Олевский: Можно сказать и так. Я сам летаю периодически на самолетах бизнес-класса, слышу, что говорят пассажиры, читаю отзывы на форумах. Очевидно, что многие недовольны качеством услуг, которые им предоставляют туристические операторы и агентства. Поэтому я решил создать приложение, где поставщики услуг в сфере организации перелетов смогут честно конкурировать за клиентов, а люди будут указывать, как они оценивают работу того или иного сервиса.

Отличительная особенность Yond.com — запрос от клиента рассылается всем туроператорам и турагентствам. Они, в свою очередь, направляют потребителю свои предложения. Так и происходит адекватная, честная конкуренция.

CNews: Вы создали свое первое инновационное цифровое решение в 2003 году и вывели его на мировой рынок. Прошло 20 лет, а вы продолжаете разрабатывать и коммерциализировать технологии, и каждый ваш проект становится успешным. Ваша компания сделала Calculator.iO, где собрано более 100 калькуляторов по разным темам, доступны на 10 языках мира. Как изменились технологии вообще и финтех в частности, с тех пор как вы создали свой знаменитый кредитный калькулятор?

Арсений Олевский: Если говорить о технологиях вообще, то главное изменение — развитие искусственного интеллекта, прежде всего, для генерации контента, создания интерфейсов, уведомлений. В моей компании Calculator.iO мы с помощью этого метода пишем пресс-релизы на трех языках: английском, испанском и хинди. В другом моем стартапе Yond.com искусственный интеллект создает куски кода приложения и калькуляторов.

Если говорить о финтехе, то сейчас актуальны технологии децентрализованных финансов — блокчейн-решения, которые позволяют людям и компаниям совершать сделки друг с другом напрямую, без банков. Многие центробанки начали создавать цифровые версии своих валют, так называемых центральных банковских цифровых валют (CBDC). В ближайшие годы, думаю, мы увидим дальнейшие шаги в этом направлении, что изменит пейзаж мировых финансов и упростит проведение государственных финансовых операций.

Интересны тенденции, которые связаны не только с технологиями, но и с их влиянием на общество. Например, все чаще практикуют устойчивое финансирование, когда инвестор вкладывает деньги туда, где он сможет заработать и одновременно улучшить жизнь людей или состояние природы. Развивается доступность финансов для разных категорий людей (финансовая инклюзия): появляются все новые мобильные приложения, цифровые кошельки, совершенствуются технологии онлайн-банкинга, чтобы даже те, кто ранее не имел доступа к традиционным банковским услугам, могли участвовать в мировой экономике.

Сабина Абасова