Разделы

Бизнес Цифровизация Ритейл Техника

ИТ-эксперт Владимир Коровин: В скором будущем автоматизация складов будет набирать популярность

Пандемия COVID-19 и необходимость социальной изоляции спровоцировали отток продавцов из магазинов и бурный переход супермаркетов на кассы самообслуживания. Если в 2012 г., когда в нашей стране появились первые подобные терминалы, их могли себе позволить только крупные торговые сети, то теперь их можно встретить даже в небольших магазинах. Такое стало возможно благодаря работе российских разработчиков и их техническим решениям, которые упростили и удешевили эти системы. Мы поговорили с человеком, который стоит за этими изменениями. Владимир Коровин, ведущий разработчик программ, способных заменить людей на рабочих местах,  рассказал о своей работе и поделился прогнозом на будущее.

CNews: Владимир, расскажите предысторию вашей разработки и в чем отличия вашего ПО от зарубежных аналогов?

Владимир Коровин: У зарубежного ПО для касс самообслуживания есть три основных минуса это дороговизна, ограниченность в возможностях кастомизации и сложность интеграции с существующими сервисами компании. Еще нередко требуется внести изменения в части приложения, которые может модифицировать только поставщик ПО, и порой эти доработки можно ждать месяцами. Эти причины и побудили компанию X5 Retail Group создать свое программное обеспечение для КСО. В апреле 2019 года мне сделали предложение возглавить команду разработки, так как меня уже знали там как эксперта в области ИТ. Передо мной и моей командой была поставлена амбициозная задача — создать все необходимое ПО для касс самообслуживания за пять месяцев. Этот проект был очень важен для компании X5. Как я уже упомянул, высокая цена закупки и обслуживания создавала препятствия для массового внедрения КСО в сеть магазинов Х5. Благодаря усилиям и слаженной работе команды, нам удалось разработать необходимое ПО в срок и приступить к тестированию в магазинах в реальных условиях уже в августе 2019 года.

Владимир Коровин: Программное обеспечение, которое создали мы с командой, имеет чрезвычайно удобный и понятный пользовательский интерфейс, ориентированный на покупателей всех возрастов

CNews: Это была сложная задача?

Владимир Коровин: Достаточно сложная, но ее нельзя назвать невыполнимой. Касса самообслуживания — это устройство, которое состоит из таких компонентов как дисплей с тач-поверхностью, сканер штрих-кодов, терминал для оплаты банковской карты, мини-компьютер, корпус и программное обеспечение, которое управляет всем этим оборудованием. Разработка ПО для КСО напоминает разработку для обычных персональных компьютеров, но со своей спецификой. Необходимо с самого начала разработки подобрать правильный стек технологий, чтобы система функционировала надежно и ее легко можно было дорабатывать. Также необходимо правильно подобрать операционную систему, так как к КСО предъявляются высокие требования к скорости и стабильности работы.

CNews: Каковы преимущества вашего ПО, по сравнению с конкурентами?

Владимир Коровин: Программное обеспечение, которое создали мы с командой, имеет чрезвычайно удобный и понятный пользовательский интерфейс, ориентированный на покупателей всех возрастов. Ведь мы понимаем, что пожилым людям, например, сложнее разобраться с новыми технологиями, и учитывали этот факт при разработке, постоянно изучая пожелания и отзывы реальных покупателей. Также наши кассы самообслуживания были оснащены более совершенным сканером штрих-кодов по сравнению с зарубежными аналогами, что позволяло покупателям быстрее сканировать товар и быстрее совершать покупки. Экран с тач-поверхностью был намного больше, чем у зарубежных аналогов, что позволило нам разместить больше полезных функций на экране и сделать интерфейс более понятным. Также его легко интегрировать с существующими сервисами, так как у нас нет ограничений на доработку собственного исходного кода. И за счет того, что я подобрал надежный стек технологий, наши КСО имеют высокую стабильность работы.

Ну и, разумеется, основной цели мы тоже достигли: итоговая стоимость нашей кассы самообслуживания была в 4 раза ниже, чем у зарубежных аналогов. Это позволило значительно сократить срок окупаемости и снизить стоимость обслуживания за счет более дешевых комплектующих.

CNews: Насколько мне известно, результат оценили и ваши зарубежные коллеги, некоторые решения даже взяты на вооружение другими компаниями. Расскажите об этом.

Владимир Коровин: После успешного тестирования наших КСО в августе-сентябре 2019 года к нам приезжали представители крупнейшего поставщика КСО — компании NCR из Германии, а также компании Fujitsu из Испании, чтобы посетить магазины Х5 и ознакомиться с созданными нами кассами самообслуживания. Разумеется, им хотелось знать своих конкурентов в лицо. Они действительно высоко оценили интерфейс и дизайн наших КСО, а также скорость, с которой можно совершать покупки. И да, судя по тому, что мы видим сейчас, в 2021 году, многие производители касс стали стремиться именно к тем параметрам, что задали мы — это факт.

CNews: Это не первый ваш проект, связанный с автоматизацией процессов. Расскажите о приложении мониторинга сетевого оборудования, которое вы разрабатывали. Где оно используется?

Владимир Коровин: Изначально это приложение разрабатывалось для Московской биржи, так как у них довольно много сетевого оборудования, и его тяжело обслуживать в ручном режиме. Им требовалось программное обеспечение, которое позволило бы автоматизировать процессы по обслуживанию и мониторингу их сетевого оборудования. Ввод в эксплуатацию моего приложения позволил им значительно улучшить качество обслуживания их оборудования и повысить безопасность их компьютерных сетей, так как в моем приложении имелись уникальные функции, отсутствующие в аналогичном ПО.

Мое приложение зарекомендовало себя как универсальный инструмент, позволяющий решать широкий круг задач. В дальнейшем положительные отзывы со стороны Московской биржи позволили мне внедрить мое приложение еще в несколько крупных компаний, среди них — «Джамилько», «Д-Мастер» и Банк Русский Стандарт.

CNews: То есть вы активно участвуете в процессе роботизации нашего общества. Тогда скажите, как вы считаете, какие еще профессии, кроме тех же продавцов, скоро исчезнут вследствие того, что их заменят компьютеры?

Владимир Коровин: Как-то я видел несколько складов для хранения небольшого штучного товара, в которых процесс сбора и раскладки товара выполняли механические манипуляторы, двигающиеся по направляющим. Меня поразила скорость, с которой эти манипуляторы выполняли работу. Я считаю, что в скором будущем такая автоматизация складов будет набирать популярность, особенно в интернет-магазинах, где важна скорость обработки заказов. И не исключено, что появятся склады, в которых будет только обслуживающий персонал. Это произойдет со многими профессиями и функциями, которые легко могут выполнить машины. Я понимаю, что кого-то это пугает, как и все новое. Но, если задуматься, это неизбежный виток развития, который облегчает всем жизнь. Улучшается сервис, уменьшаются затраты, а человеческий ресурс может быть использован в более интеллектуальном труде. Так что если у меня будет еще возможность поучаствовать в подобном проекте, то я несомненно соглашусь, так как это не только сложный, но и увлекательный процесс. Мы строим будущее! Разве это не волнительно?

Иван Петров