Разделы

IBS

Цифровой человек

Цифровой человек, человек цифровой эпохи, цифровая личность – основное реальное действующее лицо современного информационного общества и цифровой экономики (ЦЭ); он обладает цифровой грамотностью (digital literacy), цифровыми навыками (digital skills, D-skills), способен обучаться и повышать свою квалификацию, работать с компьютером и интернетом, хорошо разбирается в вопросах, связанных с новыми технологиями (ИТ, ИКТ, ИБ, ИИ и др.). Он востребован, так как только высококвалифицированные специалисты могут успешно выполнять задачи, характерные для высокотехнологичных систем и секторов промышленности.

Реальный цифровой человек как работник – это ценный человеческий капитал, требующий соответствующих условий для раскрытия своего потенциала, для максимально эффективного использования его профессиональных качеств и возможностей на благо организации и общества. Создание подобных условий является одной из приоритетных задач каждой организации и страны, поскольку только таким образом можно обеспечить технический прогресс, повышение конкурентоспособности и общего уровня развития по самым разным направлениям науки, экономики, производства.

У этого термина имеются и второе значение: цифровой человек, цифровой аватар (digital avatar), цифровой двойник, цифровая копия, цифровая тень (digital shadow) – это совокупность цифровых данных, цифровых следов. Иными словами, это совокупность информации, собираемой в современных условиях практически о каждом реальном человеке, который работает с интернетом и социальными сетями, пользуется мобильной связью, смартфонами и планшетами, заказывает в онлайновом режиме те или иные товары и услуги.

Цифровой человек – основное реальное действующее лицо современного информационного общества и цифровой экономики

Наконец, цифровой человек (ЦЧ) – это виртуальный довольно реалистичный образ личности, присутствующий в социальных сетях. Такие придуманные личности имеют имя, биографию, профессию. Они обмениваются с другими пользователями сообщениями, публикуют посты, делятся мыслями. Социальные сети делают их похожими на настоящих людей, создают иллюзию, что они живут своей жизнью, как обычные люди. Таких цифровых людей становится все больше, поскольку во многих отношениях цифровые люди –  это идеальный маркетинговый инструмент. ЦЧ, естественно, может быть компонентом дополненной и виртуальной реальности.

С помощью интернет-технологий сервис-провайдеры, операторы связи, маркетологи, а также правоохранительные органы государств могут автоматически собирать и действительно собирают данные о людях как о потенциальных потребителях товаров и услуг или как о подозрительных личностях, формируют их цифровые аватары, представляющие их поведение в сети и в реальной жизни, их интересы и предпочтения, причем все это без ведома и согласия граждан.

Государство и бизнес делят ИИ на зоны ответственности
Импортонезависимость

Имея подобные данные, объединяемые в громадные БД, компании-поставщики могут направлять каждому пользователю и посетителю веб-сайтов персонализированные рекламные сообщения и предложения приобрести те или иные товары и услуги; промышленные компании и государственные организации могут путем отбора, в зависимости от способностей людей к освоению «цифровых навыков и компетенций» и к руководству, выделять будущую «цифровую элиту»; а правоохранительные органы в принципе могут выявлять потенциально опасных лиц и предотвращать противоправные действия. Подобная практика использования цифровых двойников сейчас активно внедряется в Китае, где составляются электронные социальные рейтинги граждан, содержащие данные о законопослушности, честности, потребительском поведении, самых разных сторонах жизни гражданина.

В нашей стране придется решать вопрос о снятии правовых барьеров, которые, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 23 и 24), пока еще не позволяют кому-либо без согласия гражданина использовать его персональные данные, включая личную и семейную тайну. Правда, даже сейчас законы об охране прав личности, о неприкосновенности частной жизни не могут реально защитить нашего цифрового двойника-аватара, поскольку в правоприменительной практике по этим законам существует множество ограничений и оговорок, связанных с национальной безопасностью, с условиями лицензирования сервис-провайдеров и др.

Почему это важно для бизнеса?

Практически любая компания заинтересована в том, чтобы ее реальные сотрудники свободно ориентировались в цифровых технологиях, были истинно высококвалифицированными цифровыми специалистами. Что касается цифровых личностей-аватаров, то пока перспективы их массового создания скорее негативные, но следует ожидать, что в ближайшие годы по мере перехода к ЦЭ появятся новые бизнес-кейсы и лучшие практики, которые позволят решить проблемы защиты персональных данных (ПД) реальных людей при использовании их цифровых аватаров.