1С: в Сеть надо торопиться не спеша
В высокотехнологичном бизнесе, пожалуй как ни в каком другом, предпринимательство максимально тесно переплетено с наукой. Если в других отраслях бизнес-составляющая доминирует, то в сфере high-tech нередки случаи преобладания исследовательского романтизма, чаще всего приводящего к экономической несостоятельности проекта. О необходимых пропорциях консерватизма и инновационности в деятельности современного IT-предприятия зашла речь в беседе корреспондента CNews.ru с Сергеем Нуралиевым, руководителем отделения разработки экономических программ российской софтверной фирмы "1С". Новые технологии, передовые инновации, ультрасовременные решения - подобные сентенции часто используются компаниями для описания собственных услуг. Когда речь заходит о проектах, находящихся на самом крае технического и технологического прогресса, редко даже сами новаторы на 100% уверены в их успехе. В своем подавляющем большинстве броские тезисы используются исключительно как маркетинговый ход, призванный привлечь внимание публики к основному (отнюдь не революционному) бизнесу фирмы. Реальные первопроходцы получают в лучшем случае известность - и почти никогда экономическое преимущество.Прибыль от прогрессивного решения обычно "снимают" игроки, приходящие на поле вторыми или даже третьими. По такому сценарию развивались события в очень многих сегментах высокотехнологичного рынка: производство персональных компьютеров, интернет-браузеров, систем мобильного трейдинга и др. Подавляющее большинство новаций выходят на массовый рынок подобным маршрутом.
На софтверном рынке сегодняшнего дня одной из наиболее "модных" тем является создание бизнес-решений, совместимых с принципами интернет-экономики. Даже представители наиболее консервативных сегментов рынка программного обеспечения (например, некоторые разработчики бухгалтерских систем или программ управления кадрами) активно исследуют возможности адаптации ПО к взаимодействию с интернетом. Но, похоже, здесь, как и в любом другом случае, гнаться за новыми технологическими изысками сломя голову отнюдь не стоит.

Скорее, это завтрашний день, и нужно к нему готовится, но никто еще точно не знает, какие технологии выживут и станут массовыми и устойчивыми, а какие, наоборот, отомрут.Далеко не все, что сейчас широко пропагандируется будет абсолютно тотальным. Можно вспомнить пример из 80-х. Тогда были такие модные технологии, как базы данных и экспертные системы. Базы данных выросли в массовое явление и стали основой практически всех технологий. А экспертные системы заняли весьма узкую нишу, где и пребывают по сей день, хотя от них ожидали решения на грани искусственного интеллекта. Из интернет-технологий необходимо выбрать то, что уже сейчас смогут применять пользователи наших продуктов. Традиционно мы стараемся извлечь пользу из этого процесса, реализуя какие-то решения. Мы участвуем в общественном стандарте СommerceML, в создании которого фирма "1С" была одним из инициаторов".
За последний год, помимо активного участия в разработке стандарта электронной коммерции, в готовые решения "1С" были встроены средства работы с XML, появились тиражные технологии создания веб-решения в основном продукте компании -"1С:Предприятие". Фирма одной из первых организовала сервис для бухгалтеров. "Стандартное тиражное решение, где встроена возможность получения с сайта РБК курсов валют, ориентировано прямо на работников бухгалтерии, - рассказывает Сергей Нуралиев. Маленькая вещь, но она работает. Наша цель добиваться, чтобы решения были востребованы, а не стараться завалить рынок массой новаций".
Интернет-решения - это не только товар, который сегодня начинает продаваться компанией в рамках массовых продуктов, но и средство для совершенствования собственного бизнеса. Основное преимущество интернет-технологий - возможность повышения управляемости и увеличение скорости обмена информацией между географически удаленными партнерами. Используя франчайзинговую бизнес-модель, 1С активно работает с тысячами контрагентов. Так, на проходивший в начале июня на Мальте ежегодный семинар для партнеров 1С, были приглашены представители только ведущих франчайзи-компаний: число участников было ограничено количеством посадочных мест в самолете ИЛ-86, крупнейшем лайнере аэрофлотовских "Российских авиалиний". Всего же только одних внедренцев программных продуктов "1С" по странам СНГ насчитывается более 1800.

Бизнес компании строится не только на разработке и продвижении собственных программных продуктов и услуг. "1С" активно развивает направление дистрибуции решений других разработчиков. В 2000 году объем продаж ПО западных поставщиков вырос по сравнению с 1999 годом в 2,5 раза, по российским продуктам рост еще более внушителен - в 7,5 раз. Общее распределение объемов продаж фирмы по штукам и по доходам представлено на диаграммах внизу.


Именно массовый рынок стал тем фундаментом, на котором изначально строился бизнес компании. Продажи программного обеспечения измеряются здесь не в юнитах, а в тоннах (!). Так, по словам Алексея Харитонова, руководителя отдела продвижения экономических программ "1С", ежедневные отгрузки "коробочного" ПО компании составляют 5 тонн. Наглядное представление о размере всего хозяйства фирмы дает график изменения числа партнеров "1С" в период с 1996 по 2001 год.

Объясняя свое видение роли "1С" в продвижении интернет-решений, Сергей Нуралиев указывает на необходимость их "перетаскивания" из элитарной ниши к самому массовому пользователю: "Мы стараемся выпускать в небольшом количестве - и не самые сложные технологии. Вот сделали интернет-ресурс для бухгалтеров. Очень интересно, когда даже "бабушки" начинают что-то получать через интернет. Мы пытаемся заставить инновационные решения работать в реальной жизни".