Разделы

Софт Безопасность Госрегулирование Стратегия безопасности Внедрения Инфраструктура

Пограничники будут работать в 50 раз лучше, вооружившись новыми информационными технологиями

На брифинге, прошедшем в Пограничной службе ФСБ России (ПС ФСБ) было объявлено о необходимости создания всеобъемлющей ИТ-системы, призванной значительно повысить эффективность работы службы. По словам представителей ПС нынешняя ситуация во многом уникальна: в результате глобализации объемы перемещаемых через государственные границы людей, материальных грузов, а также денег и информации достигли невиданных в человеческой истории масштабов. По сведениям ПС в России каждый год трансграничные потоки увеличиваются на 8%-12%. В то же время старый принцип «граница на замке» больше не применим — необходимо пропускать полезные потоки и отсекать наносящие вред. Последние в ПС обозначаются термином «негативные трансграничные потоки». Под ними подразумевают перемещение через границу любых нежелательных или опасных объектов — ввоз контрабанды, наркотиков, нелегальных мигрантов внутрь страны и нелегальный вывоз из страны ценного сырья и природных ресурсов (браконьерство).

По словам начальника Аналитического управления пограничной службы ФСБ генерал-майора Валентина Летуновского сегодня от российских пограничников требуется увеличение результативности работы в десятки раз. К примеру, поток опия-сырца, произведенного в Афганистане через так называемый «северный коридор» (бывшие советские среднеазиатские республики — Казахстан — Россия, и далее — на Европу) оценивается примерно в 1,6 тыс. тонн в год. Чтобы остановить этот поток необходимо перехватывать не менее 15% от его количества, то есть порядка 236 тонн. В таком случае убытки наркоторговцев превысят прибыль, и они будут искать другие маршруты доставки. В то же время российскими пограничниками в 2007 году было задержано 200 кг героина, что соответствует 2 т. опия-сырца. «Это означает, что эффективность работы необходимо повысить в 24 раза», — заключает Летуновский.

Другой пример — браконьерская добыча в территориальных водах нашей страны. По данным пограничников стоимость незаконно вывозимых биоресурсов превышает сумму 500 млрд руб. в год. Чтобы перекрыть поток, объемы штрафов и изъятий должны составить не менее 20% от этого показателя, т.е. 100 млрд руб. в год. В то же время в 2006 году пограничной службой было изъято средств и продукции на 2 млрд руб. «Это значит, что на этом участке необходимо повысить эффективность в 50 раз», — делает вывод Летуновский.

Простым ужесточением проверок на границах решить проблему нельзя. «Уже сейчас пробки на пропускных пунктах растягиваются на несколько километров. Если же тщательно проверять каждый грузовик, они вырастут до нескольких сотен километров. Необходимы выборочная проверка и данные, на основании которых эти проверки должны осуществляться», — сказал один из представителей пограничной службы.

Выход видится в повышении оперативности и интеллектуализации деятельности пограничной службы, а также в комплексном анализе угроз безопасности в пограничной сфере России. На выполнение этих задач должна быть ориентирована и новая автоматизированая система управления пограничными органами.. Однако, по словам Летуновского ни одна из российских IT-компаний на сегодняшний момент не может разработать и внедрить подобную систему, опираясь исключительно на собственные силы. «Мы обращались во многие компании, но готового решения нет нигде каждая из них способна качественно решить какую-то отдельную нашу задачу», — сказал Летуновский.

«Объединение всех необходимых баз данных, поддерживаемых громадным количеством организаций в единую информационную систему позволяющую реализовать оперативный доступ к требуемой информации практически нереализуемо. Существенно различаются технологии формирования баз данных в этих организациях. Отсутствует законодательная основа, определяющая права по быстрому доступу структур противодействующих негативным потокам и трансграничной преступности к соответствующим базам данных. В том числе и между самими структурами». — комментирует действительный член Академии Военных Наук, профессор Валерий Елюшкин. — «Однако объединение в единую информационную систему баз данных государственных структур, обладающих необходимыми сведениями возможно, но на основе «федеративной» архитектуры. В этом случае каждая из этих структур , включенная в единую систему и имея схемы других баз данных, имеет возможность запрашивать базы других структур и оперативно получать ответы на эти запросы. По существу это не организационное, а функциональное объединение взаимодействующих ведомств в мощную систему противодействия нелегальной миграции, контрабанде наркотиков, биоресурсов и сырья».

Отечественные разработчики также считают задачу создания системы для обеспечения пограничной безопасности вполне выполнимой. «Возможно готового, «коробочного» решения на сегодня нет, — считает заместитель генерального директора компании «Армада» Игорь Горбатов. — Но во многих крупных компаниях-интеграторах, в число которых входит «Армада», ведутся серьезные научные разработки, которые могут быть положены в основу новой системы. Кроме того, можно заимствовать иностранный опыт, но такая возможность есть только у крупных интеграторов. Важно понимать, что сложность проблемы создания новой системы связана с тем, что необходимо разработать и внедрить ряд взаимоувязанных технологий информационно-аналитической поддержки в процессе решения разнородных задач, связанных с: перехватом наркотрафика, пресечением хищения и незаконного вывоза ресурсов из страны, противодействие нелегальной миграции и контрабанде, а также задач информационной безопасности. Каждое из направлений требует отдельных решений. И такие решения на сегодня есть. Но для их использования необходимо создание общего мультисервисного ядра, которое объединило бы все функции в едином информационном пространстве. Для этого нужна кооперация российских интеграторов, поставщиков ИТ-решений, научных центров и других специализированных организаций. И такая кооперация на сегодня начинает складываться».

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

Руководитель департамента «Авикомп Сервисез» Константин Королев по поводу состоявшего выступления Летуновского В.В. на брифинге отмечает, что в рамках складывающейся кооперации при создании мультисервисного ядра информационной системы для пограничных органов необходимо использовать отечественные программные продукты и основанные на них технические решения, отвечающие современным передовым технологиям, богатый накопленный опыт российских компаний в рамках уже проведенных и проводимых НИОКР по созданию ИАС в интересах соответствующих подразделений блока правоохранительных органов. Это позволит минимизировать затраты и сократить время на создание информационной системы для обеспечения пограничной безопасности.

Область применения таких систем многообразна: — анализ финансовой и биллинговой информации, причинно-следственных и временных связей криминальных событий и фигурантов, оперативный поиск необходимой информации по различным структурированным базам данных, в т.ч. и внешним. В качестве источников данных для анализа могут выступать как базы данных, так и текстовые файлы. Системы разрабатываются в соответствии со стандартами Интерпола, на основе передовых технологий хранения и анализа информации, с учетом специфики аналитического и информационного обеспечения оперативной, следственной, учетной, надзорной и иной деятельности правоохранительных органов.

Например, разработка информационно-аналитической системы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков была начата в 1999 по заказу Управления ООН по контролю за наркотиками и предупреждению преступности (UNODC) в интересах Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Российской Федерации

Александр Бабкин, Газпромбанк: Сейчас иностранные ИБ-решения в Газпромбанке замещены на 65%
безопасность

Данная ИАС в 2007 году была внедрена для Центрально-азиатского регионального информационного координационного Центра по борьбе с незаконным оборотом наркотиков — ЦАРИКЦ (UNODC). В настоящее время проводится промышленная эксплуатация и техническая поддержка созданной информационной системы.

Кроме того, в соответствии с проектами UNODC/F23, ОБСЕ, Bomca/Cadap и др., компанией были созданы, внедрены и поддерживаются в промышленной эксплуатации аналогичные системы для всех силовых ведомств стран Центральной Азии, занимающихся борьбой с незаконным оборотом наркотиков.

Сергей Ершов