Разделы

Безопасность Стратегия безопасности Бизнес Законодательство Интернет Веб-сервисы

Как ВТБ-24 защищал «Аэрофлот» от онлайн-мошенничества. Условия уникальной сделки

«Аэрофлоту» не удалось отсудить у ВТБ-24 убытки на 195 млн руб., якобы полученные авиакомпанией из-за нарушения работы системы онлайн-покупки билетов. Но и ВТБ-24 не получил от «Аэрофлота» премию в размере 13 млн руб., обещанную авиакомпанией за удачную фильтрацию платежей по фальшивым кредитным картам.

Девятый апелляционный суд отклонил жалобу «Аэрофлота» на прошлогоднее решение Арбитражного суда Москвы по иску авиакомпании к банку ВТБ-24. «Аэрофлот» требовал от банка возместить упущенную выгоду в размере 195 млн руб. (впоследствии сумма иска была сокращена до 145 млн руб.). Убытки авиакомпании образовались летом 2010 г, когда из-за DDoS-атаки на сайт контр-агента ВТБ-24 - платежной системы «Ассист» - в течении недели нельзя было оплатить электронные билеты на сайте «Аэрофлота».

В "Аэрофлоте" еще не определились, будут ли они обжаловать решение суда, заявил CNews представитель компании.

В качестве третьих лиц к делу были привлечены «дочка» ВТБ-24 - «Мультикарта», «Ассист», а также владелец платежной системы Chronopay Павел Врублевский, которого ФСБ считает заказчиком данной атаки. ВТБ-24 подавал встречный иск к «Аэрофлоту» с требованием выплаты 23,5 млн руб. Из этой суммы 1 млн руб. банк потратил на модернизацию своей ИТ-системы для обслуживания авиакомпании, 9,5 млн руб. - на поддержание «уникальной» системы мониторинга мошеннических транзакций, а 13 млн руб. банк должен был получить в качестве премии за поддержание низкого уровня финансовых потерь «Аэрофлота».

Как выяснил CNews, последний пункт встречного требования банка был связан с уникальной особенностью контракта между «Аэрофлотом» и ВТБ-24. Сам договор, копия которого присутствует в материалах уголовного дела Врублевского (имеются в распоряжении CNews), был заключен в 2006 г., а в 2008 г. в него были внесены ряд изменений. Комиссия, которую получал банк за осуществление платежей по картам Visa и Mastercard, была повышена с первоначальных 1,8% до 2,5%. При этом, если платеж осуществлялся с использованием технологий Verified by Visa или Mastercard Secure Card, то размер банковской комиссии был несколько ниже – 2%.

Более важным изменением стало введение системы мотивирования банка на борьбу с транзакциями по мошенническим картам. Если по итогам квартала доля транзакций, отмененных по признакам мошенничества, в общем платежей по банковским картам превышала 0,5%, но была меньше 0,8%, то ВТБ-24 должен был выплатить «Аэрофлоту» штраф. Его размер составлял четверть от суммы мошеннических платежей, объем которых превышает 0,5% от общего числа платежей.

Условия оплаты «Аэрофлотом» услуг ВТБ-24 по защите от онлайн-мошенничества

Доля мошеннических транзаций, отмененных «Аэрофлотом» Финансовые последствия для банка ВТБ-24
Более 0,5%, но менее 0,8% общего числа платежей Штраф в четверть от суммы мошеннических платежей, превышающих 0,5% общего числа платежей
Более 0,8% общего числа платежей Штраф размером в сумму мошеннических платежей, превышающих 0,8% и, а также 0,075% от общего числа платежей
Менее 0,5% общего числа платежей Премия размером в четверть разницы между 0,5% от общего объема транзакций и объемом мошеннических операций

Если доля пропущенных мошеннических операций превышала 0,8%, то банк штрафовался еще сильнее. Размер штрафа определялся как сумма мошеннических платежей, объем которых превышал 0,8% от общего числа платежей, а также 0,075% от общего числа платежей. Если же объем пропущенных мошеннических транзакций был меньше 0,5%, то тут уже «Аэрофлот» должен был выплачивать ВТБ-24 премию. Ее размер рассчитывался как четверть от разницы между 0,5% от общего объема транзакций и объемом мошеннических операций.

Соответственно, ВТБ-24 ввел в отношении «Мультикарты» аналогичную систему премий и штрафов, а та, в свою очередь, - в отношении «Ассист». Базовая ставка комиссии «Ассиста», которую система получала от «Мультикарты», составляла 0,3% от объема платежей, не превышающего в месяц 125 млн руб. Если же общая сумма платежей была больше, то комиссия составляла 375 тыс. руб. плюс 0,2% от общего объема платежей, превышающего 125 млн руб.

Если по итогам месяца объем мошеннических транзакций превышал 0,5% от общего объема платежей, то на «Ассист» накладывался штраф. Как и в случае с контрактом между ВТБ-24 и «Аэрофлотом», «Ассист» штрафовался тогда, когда доля мошеннических транзакций превышала 0,5% от общего числа платежей. Размер штрафа в процентах от общего объема платежей составлял одну восьмую от разницы между долей мошеннических платежей и цифрой «0,5». Если же доля мошеннических транзакций, наоборот, была меньше 0,5%, то «Ассист» получал премию. Ее размер в процентах составлял одну восьмую от разницы между цифрой «0,5» и долей фальшивых платежей.

Как УЦСБ помог «СберАналитике» ускорить реагирование на инциденты ИБ на 90% благодаря R-Vision SOAR
Безопасность

Таким образом, если, например, при объеме платежей в размере 100 млн руб. объем мошеннических транзакций составлял 900 тыс. руб., то «Аэрофлот» оштрафовал бы ВТБ-24 на 175 тыс. руб. А банк в лице «Мультикарта» штрафовал бы «Ассист» на 50 тыс. руб. Если же при аналогичном объеме платежей объем мошенничества составил бы только 100 тыс. руб., то ВТБ-24 получил бы от «Аэрофлота» премию в размере тех же 100 тыс. руб., а «Ассист», в свою очередь, был бы премирован «Мультикартой» на 50 тыс. руб.

С учетом того, что ВТБ-24 требовал премии от «Аэрофлота», получается, что банку удавалось поддерживать долю мошеннических транзакций на уровне менее 0,5%. Другой пункт встречных претензий ВТБ-24 был связан с уникальной системой автоматического обнаружения мошеннических платежей по кредитным картам. Эту систему разработал «Ассист», начав работать с «Аэрофлотом». «По требованиям авиакомпании время проверки транзакции не должно было превышать времени пересадки между авиарейсами - 15 - 20 минут, - вспоминает гендиректор «Ассист» Игорь Войтенко. - Поэтому ручной мониторинг мошеннических транзакций не подходил».


«Аэрофлот» не отсудил у ВТБ-24 195 млн руб. убытков от нарушений в системе онлайн-покупки билетов, но сам он не заплатит банку премию за удачную фильтрацию платежей по фальшивым кредиткам

Система работает на базе трех моделей: нейронно-сетевой, статической и скоринговой. Система проходила обучение на основе базы данных фальшивых транзакций, скопившейся у «Ассиста» за 10 лет работы. В результате анализа кредитная карта попадает в «белый», «черный» или «серый» список. В последнем случае данные о карте передавались в «Аэрофлот», который принимал решение, стоит ли обрабатывать данный платеж.

Впрочем, даже несмотря на наличие такой системы по борьбе с мошенничеством, «Ассист» более не берет на себя обязательства выплачивать клиентам штраф в случае, если объем мошеннических транзакций превышает определенную долю. Соответствующая опция, присутствовавшая в контракте с «Аэрофлотом», в целом для рынка онлайн-коммерции была уникальной. Например, в другом контракте между ВТБ-24 и «Мультикартой» - на обслуживание платежей на сайте МТС - такого пункта нет (данный контракт также присутствует в материалах дела Врублевского).

Денис Лобачёв, OpenYard: Вендорская поддержка воспринимается как необходимый элемент зрелого проекта
Цифровизация

Chronopay, по словам Врублевского, предоставила такую возможность только одному своему клиенту, название которого не разглашается. «Такие опции предоставляются только очень крупным клиентам, - говорит председатель комитета по платежным система Национальной ассоциации участников электронной торговли Борис Ким. - Впрочем, в конце 2000-ых годов на «Аэрофлот» приходилась почти половина рынка онлайн-платежей в России, поэтому в данном случае наличие такого пункта в контракте неудивительно».

Встречные претензии ВТБ-24 также были отклонены. Суд посчитал, что «Аэрофлот» не должен был оплачивать банку расходы на создание каких-либо систем, а необходимость выплаты премии за предотвращение мошенничества банк так и не доказал. ВТБ-24 не стал обжаловать этот отказ: видимо, для банка было достаточно отказа суда в удовлетворении иска «Аэрофлота».

Игорь Королев



37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025 37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025

erid: 2W5zFHRYEHv

Рекламодатель: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЭКСПОЦЕНТР»

ИНН/ОГРН: 7718033809/1027700167153