Спецпроекты

На страницу обзора
Real Time Location Systems становятся популярными и в России
Транспортная инфраструктура играет важнейшую роль в экономическом развитии страны. Именно поэтому она продолжает совершенствоваться несмотря на возникшие сложности. О том, какие технологии позволяют сделать транспорт более удобным и безопасным, повысить эффективность его использования в интервью CNews рассказал Александр Гольцов, генеральный директор «АМТ-Груп».

Александр Гольцов

CNews: Как развивался рынок информатизации транспортной отрасли в 2015 г.? Какие его направления в большей или меньшей степени подвержены влиянию кризиса?

Александр Гольцов: Развитие транспортной инфраструктуры страны, регионов и крупных городов – многолетние проекты, реализация которых – часть общегосударственной стратегии. Транспортная инфраструктура не может существовать сама по себе, она лежит в основе многих производств и рабочих процессов.

С этой точки зрения, транспортная инфраструктура имеет существенное значение для общего экономического и социального развития страны. Регулируя транспортную отрасль в текущих сложных условиях, государство расставляет первоочередные акценты в развитии транспорта, исходя из реализуемых комплексных задач в том или ином регионе. При этом, естественно, вопросы повышения эффективности пассажирских и грузовых перевозок, обеспечение транспортной безопасности – остаются и будут оставаться приоритетными на протяжении еще длительного времени.

CNews: Какова роль ИТ в обеспечении безопасности на транспорте? Как вы оцениваете уровень оснащенности крупнейших российских транспортных предприятий подобными решениями?

Александр Гольцов: Современные технологии позволяют транспортным предприятиям преодолеть новый рубеж в вопросах обеспечения безопасности на транспорте и соответствовать как нормам федерального законодательства, так и задачам, которые ставятся при разработке и внедрении перспективных комплексных систем обеспечения безопасности, которые де-факто станут стандартом в будущем.

Продолжая работу по созданию систем безопасности для транспорта, «АМТ-Груп» в 2015 г. создала и провела пилотные испытания новой системы безопасности по контролю проникновения в тоннель на одном из объектов Московского метрополитена. Предложенное решение обеспечивает контроль несанкционированного проникновения на объект транспортной инфраструктуры, разделение данных о движении подвижного состава или передвижении людей, видеофиксацию, определение «свой/чужой» с помощью технологий идентификации, оповещение ответственных сотрудников метрополитена и групп быстрого реагирования на рабочих местах и с помощью мобильных устройств, а также свето-звуковое извещение нарушителей об их нахождении в зоне транспортной безопасности. Работой всех подсистем может управлять оператор с помощью единого автоматизированного рабочего места, позволяющего в режиме реального времени контролировать состояние защищенности объекта от проникновения и работать с архивными данными по ранее произошедшим событиям.

CNews: Насколько востребованы в России уже популярные в Европе и США системы Real Time Location Systems (RTLS)? Есть ли примеры успешно реализованных проектов?

Александр Гольцов: Развитием решений с применением систем Real Time Location Systems мы занимаемся уже несколько лет. Нами проработаны вопросы разностороннего использования таких систем в составе комплексных систем обеспечения безопасности, контроля персонала, размещения и обслуживания транспортных средств и материальных активов.

В рамках проведения исследовательской работы и формирования выполнимых технических требований к решениям на базе RTLS, нами были выполнены несколько успешных пилотных проектов в условиях действующих транспортных предприятий. Совместно с нашими заказчиками были определены площадки проведения испытаний с наиболее сложными условиями эксплуатации – подземные сооружения, тоннели и депо. Для каждой из пилотных зон нашим специалистам удалось индивидуально подобрать оптимальные параметры построения систем позиционирования в составе комплексных решений.

Нами выполнена интеграция RTLS с системами видеонаблюдения, позволяющая реализовать полезный для многих предприятий (и не только транспортных) «активный» контроль за перемещением объектов, будь то сотрудник, транспортное средство или ценный груз.

В целом, практика подтверждает возможность использования систем позиционирования при выполнении задач организации рабочих процессов предприятий и обеспечения их безопасности, что в перспективе должно привести к более активному использованию этих систем в России.

CNews: Ваша компания известна своими решениями, направленными на информирование пассажиров общественного транспорта. Расскажите о решениях, которые вы считаете актуальными в ближайшее время. Особенно с учетом проведения в России Чемпионата Мира по футболу в 2018 году, когда нас посетит большое количество гостей.

Александр Гольцов: Информирование и навигация в общественном транспорте приобретают все большее значение вследствие разветвленности и многообразия транспортной сети крупных городов, а также возрастающего значения удобства использования транспортной инфраструктурой при формировании восприятия города в глазах жителей, гостей и туристов. На наш взгляд, будущее за централизованными системами информирования пассажиров, обеспечивающими передачу справочной и экстренной информации, помощь в навигации, а также сбор обратной связи и управление рекламными возможностями.

Созданная нами и уже работающая на транспортных предприятиях справочно-информационная система «Аркуда Нави» позволяет объединить в себе все основные задачи, связанные с информированием пассажиров. Часть предлагаемых функций еще недавно воспринималась как «шутки из будущего», а теперь реализована нами в промышленном решении. Например, впервые пассажирам предоставлена возможность не только посмотреть на интерактивной карте, но и распечатать себе «маршрутную квитанцию» на интегрированном в терминал принтере, где подробно представлен предлагаемый маршрут и необходимые пересадки, включая кросс-модальные.

Широкая линейка терминального оборудования, включающая в себя многофункциональные устройства с интерактивными мониторами различного размера, обеспечением двусторонней аудио-связи и видеонаблюдения предназначена для эксплуатации в условиях городского транспорта. Выбранная архитектура построения системы предъявляет разумные требования к сетевой инфраструктуре, позволяя производить операции, загружающие сеть (такие, как обновление информации и работа с архивами), в наиболее удобное время или, в случае необходимости, «по требованию».

CNews: Насколько сейчас востребованы интерактивные информационные услуги на транспорте? Это дань моде или действительно полезный сервис для пассажиров?

Александр Гольцов: Статистика работы наших терминалов информационной поддержки пассажиров на станциях Московского метрополитена свидетельствует, что ежедневно пассажиры используют их для выбора оптимального маршрута и ознакомления с другой полезной информацией. Установленный в конце 2014 г. на станции «Комсомольская» в рамках справочно-информационной стойки «Живое общение» терминал информационной поддержки уже давно преодолел трехсоттысячный рубеж обращений, что показывает высокую востребованность предлагаемых навигационных и информационных услуг.

CNews: На что вы считаете нужным обратить внимание транспортных предприятий, которые сейчас работают над реализацией проектов по обеспечению транспортной безопасности?

Александр Гольцов: Опыт показывает, что создание комплексных систем безопасности требует от транспортных компаний уже на момент постановки задачи погружения в совершенно новые для них вопросы и технологии. Пользуясь случаем, хотелось бы обратить внимание на необходимость при проектировании систем безопасности (особенно для систем с большим количеством источников событий – камер с интеллектуальной видеоаналитикой, различного рода детекторов и извещателей) сконцентрироваться на проработке вероятностной модели, оценивающей прогнозируемый поток событий, генерируемых системой, на основе которого должны определяться требования к ресурсам (человеческим и вычислительным) для своевременной обработки поступающих событий.

Вероятностная модель, оценивающая поток событий, должна строиться на основе вероятности генерации события каждым источником, с учетом вероятности ложного обнаружения, изменения внешних условий (например, возрастание пассажиропотока в часы пик, ухудшение видимости в ночное время и т.п.), а также с учетом различных существующих статистических баз данных. Итогом разработки модели должен стать прогнозируемый график потока событий (с детализацией по типам событий), учитывающий совокупное влияние набора внешних факторов. Например, количество событий (как правильных, так и ложных), детектируемых поведенческой видеоаналитикой на транспортном объекте/станции, будет находиться в зависимости от количества пассажиров, находящихся на ней в данный момент.

Разработка вероятностной модели также позволит оценить приемлемость внедрения той или иной системы безопасности исходя из необходимых затрат (помимо затрат на ее непосредственное внедрение) на ресурсы, необходимые для обработки событий, генерируемых данной системой. Такой подход поможет сэкономить и время, и финансы при создании комплексных систем безопасности транспортными предприятиями.

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Analytics: Рейтинг крупнейших поставщиков ИТ для транспортных компаний 2015
№ 2015 Компания Совокупная выручка от ИТ-проектов в транспортной отрасли в 2015 г., ₽тыс.
1 Техносерв 3 979 000
2 Крок 3 161 685
3 Астерос 2 103 177
Подробнее