Спецпроекты

На страницу обзора
Максим Семёнкин, CodeInside: Рынок от аутсорсинга не отказывается, но активно сокращает его

Динамика последних лет свидетельствует, что тенденция на вывод ИТ-подразделений крупных корпораций в независимые «ИТ-дочки» только растет. Выручка кэптивных компаний превышает аналогичный показатель в сфере заказной разработки ПО. CNews обсудил с Максимом Семёнкиным, генеральным директором ИТ-компании CodeInside, как участники рынка заказной разработки относятся к работе кэптивных фирм, и какой тренд сможет повернуть интерес рынка в пользу аутсорсинга.

Максим СемёнкинCodeInside

CNews: Как вы оцениваете динамику рынка заказной разработки ПО?

Максим Семёнкин: Ситуация складывается достаточно интересно: структура рынка заказной разработки меняется и появляются новые игроки. За последние два года образовалось большое количество так называемых «кэптивных ИТ-компаний» — это «ИТ-дочки» крупных корпораций, предпочитающих инсорсинг аутсорсингу.

Сейчас рынок кэптивных компаний в России чуть больше рынка заказной разработки ПО: заказов на разработку ПО приходит меньше и их нужно активнее искать. Кроме того, эти ИТ-подразделения создают внушительные штаты сотрудников, тем самым усиливая кадровый дефицит в сфере, что, в том числе, провоцирует и постоянный рост зарплат ИТ-специалистов.

Максим Семёнкин, CodeInside: Кэптивные компании создают внушительные штаты сотрудников, усиливая кадровый дефицит в сфере и провоцируя рост зарплат ИТ-специалистов

СNews: Как ИТ-аутсорсеры относятся к росту количества кэптивных компаний на рынке?

Максим Семёнкин: С одной стороны, подобная ситуация укладывается в свободный рынок, которым характеризуется ИТ-сегмент. С другой — оказывает негативное влияние на ИТ-рынок в целом. Кэптивные компании привлекли к себе финансовые и человеческие ресурсы, но технологии, которые ими создаются, не выйдут на рынок по ряду причин. Первое, созданные продукты они рассматривают в качестве конкурентного преимущества. Второе, нужно приложить дополнительные усилия, чтобы вывести технологии в массы. В результате, их продукт остается недостаточно развитым для масштабирования и продажи другим компаниям, так как был создан под внутренние задачи компании.

Парадокс в том, что задачи по коммерцизации своих разработок «ИТ-дочкам» все же ставятся.

Как говорят сами директора ИТ-концернов, они создают кэптивные фирмы, чтобы воспользоваться государственными льготами и отстраивать свою корпоративную культуру от материнской компании, объясняя это тем, что в ИТ-компании должны быть свои процессы, своя культура.

При этом кэптивные компании создают ряд трудностей.

  1. Набирают много людей, в связи с чем в сферу попадают не особо зрелые кадры, которые начинают получать достаточно высокую зарплату, не соответствующей их реальной ценности.
  2. Нанимают людей под конкретную задачу, а когда она завершается, не знают, что с ними делать и как управлять большим коллективом ИТ-специалистов. От этого страдает, в том числе, и их эффективность.

Кэптивным компаниям говорят: « У вас есть трудовые ресурсы, выходите на рынок и предлагайте свои услуги!» — но в конкурентной среде они не приспособлены работать из-за высоких издержек и недостатка компетенций. Думаю, в скором времени эти компании перестроятся, сделают выводы, начнут пользоваться аутсорсингом, привлекая подрядчиков.

CNews: Меняется ли стратегия работы CodeInside под влиянием этого тренда?

Максим Семёнкин: Да, тенденцию нельзя игнорировать: хоть рынок и не отказывается от аутсорсинга, однако активно его сокращает. Если ранее у одного заказчика задачей было найти несколько десятков подрядчиков, в этом году — сократить до нескольких единиц. Соответственно, нам, как аутсорсерам, необходимо пробиться в подрядчики этих единиц. Поэтому мы усиливаем свой маркетинг, продажи. И, соответственно, вынуждены ориентироваться еще больше на крупных заказчиков.

CNews: Как CodeInside отстраивается от инсорсинговых компаний?

Максим Семёнкин: Мы работаем на рынке с 2009 года, видели разные подходы и сделали выводы. Как было раньше: крупная компания получила бюджет, и ей нужно было срочно подключить к проекту несколько сотен ИТ-специалистов. При большом штате довольно сложно контролировать качество подготовки специалистов и конечного продукта. В итоге заказчику стало понятно: не все специалисты хороши и не нужно гнаться за количеством. Здесь можно поставить отметку: началась эра кэптивных компаний.

Мы тоже пришли к аналогичным выводам, поэтому выбираем работать на качество и вдолгую — всю нашу историю, занимаемся самостоятельной подготовкой кадров. Мы уверены: взятые еще в студенчестве специалисты более активны, лояльны к компании и вырастают в достойных специалистов уровня Middle и Senior, архитекторов и техлидов. Эту идею всегда транслируем заказчикам: мы не просто предоставляем ресурсы заданной квалификации, а поставляем сыгранные мотивированные команды для долгосрочной работы с заказчиком.

В 2012 году я и компания CodeInside стояли у истоков создания приволжской ассоциации разработчиков программного обеспечения SECON, которая, в свою очередь, помогает нам в формировании сильных команд. В рамках SECON наша компания поддерживает формирование локального ИТ-сообщества: взаимодействует с ВУЗами и другими ИТ-компаниями по взращиванию достойных ИТ-кадров, является партнером всевозможных ИТ-чемпионатов и иных инициатив.

CNews: Какой сегмент бизнеса и из какого направления чаще всего обращается к вам за помощью в разработке?

Максим Семёнкин: Ключевой сегмент медицина. Прежде всего, федерального уровня. Также обращаются финансовые организации — с этим сегментом взаимодействуем практически с первых дней существования компании. В целом, работаем практически во всех сферах человеческой деятельности, включая промышленность, оборону, ритейл, сферу услуг.

CNews: Какие основные услуги вы предоставляете заказчикам?

Максим Семёнкин: По сути, мы некий цех, который может качественно разрабатывать ПО, начиная с постановки задачи и заканчивая внедрением и эксплуатацией готового решения. У нас годами выстраивались процессы, собиралась команда, которая может реализовать на практике готовое задание или развить идею заказчика. И если уже проект работает, мы можем усилить команду собственными квалифицированными кадрами.

CNews: Как вы подтверждаете свой опыт и удерживаете позиции?

Максим Семёнкин: Важна наша репутация, экспертиза, а также рекомендации, отзывы от наших заказчиков. Сами проекты, в которых мы принимали участие, тоже говорят о многом. Мы не стоим на месте и пытаемся осваивать новые технологии. Например, сейчас активно движемся в сферу ИИ, компьютерного зрения и машинного обучения. У нас есть своя исследовательская команда по этим направлениям. Такая работа помогает нам брать как дополнительные проекты, которые требуют традиционной заказной разработки, так и реализовывать задачи, связанные, например, с машинным зрением.

Краткая биография

Максим Семёнкин

  • Эксперт в области создания ИТ-решений и внедрения модели стратегического стаффинга. Опыт разработки и управления более 25 лет.
  • Основатель и генеральный директор компании CodeInside, которая с 2009 года специализируется на разработке трудоемких проектов и импортозамещении программного обеспечения.
  • Член общественного совета при Министерстве цифрового развития, транспорта и связи Пензенской области и совета по инновациям и инвестициям при губернаторе Пензенской области.
  • В 2012 году основал и возглавил ассоциацию разработчиков SECON, которая на протяжении 12 лет объединяет руководителей софтверных компаний, разработчиков ПО, фрилансеров, преподавателей и студентов — активное сообщество IT-специалистов Поволжья. Главная миссия SECON — трансформация конкуренции в сотворчество.

CNews: Говорят, что аутсорсинг разработки ПО уже не тот. Чем отличается работа отрасли тогда и сейчас?

Максим Семёнкин: Наша индустрия вошла в зрелую стадию. Если вспоминать первые дни ее становления, тогда разработчик отвечал не только за саму разработку, но и за постановку задачи, продажи, тестирование, управление проектом и т.д. Я застал времена, когда специалисты в одиночку автоматизировали деятельность целой небольшой компании со всеми внутренними корпоративными процессами.

Сейчас индустрия вполне зрелая, появилось много специализаций. Но и характер решаемых задач стал гораздо сложнее, объемнее. Поэтому для таких заданий нужен полный ролевой состав специалистов, весь комплекс процессов, технологий, которыми должна обладать компания. Сегодня важно предоставлять комплексные услуги, а не просто написание кода. Помимо этого, нужно быть экспертом в предметной области, то есть помогать заказчику грамотно поставить задачу.

Можно говорить о том, что отрасль реализует более зрелые и гарантированные проекты. Компании, работающие на этом рынке много лет обладают спектром квалификаций, навыков и ролей, делая аутсорсинг вполне безопасным и надежным способом решения бизнес-задач заказчиков.

Аутсорсинг за годы в принципе изменился, и сейчас широко используется стратегический стаффинг. Недостаточно работать как рекрутинговые агентства: нужно думать не о том, как закрыть позиции в проекте заказчика, а о том, как выстроить работу всей команды в нем. Не секрет, что у заказчика не всегда хватает экспертизы самостоятельно все выстроить.

CNews: Если продолжать тему стратегического стаффинга, является, ли он новым трендом на рынке, который может стать сдерживающим фактором роста кэптивных компаний?

Максим Семёнкин: Нам хотелось бы, чтобы тренд менялся в эту сторону. Мы, как подрядчики, должны думать в первую очередь о качестве тех услуг, которые мы представляем. Стратегический стаффинг может вызвать больше доверия со стороны кэптивных компаний, и будет их мотивировать отдавать заказы подрядчикам, а не реализовывать их внутри компании

При этом нужно выстраивать доверительные и долговременные отношения. Партнеры должны быть уверены в твоих навыках и компетенциях. Они должны знать, что та команда, которую ты им предоставил, будет с ними работать достаточно долго. А ты в качестве подрядчика будешь решать проблемы, которые могут возникать в этой компании.

Более того, если возникает задача расширять команду, ты думаешь о том, как интегрировать новых людей. Во-первых, решаешь, какие специалисты нужны, какой квалификации, как их дальше развивать. То есть стратегический стаффинг это не просто найти человека в команду, устроить и забыть про него: ты видишь сильные стороны человека, развиваешь их, вкладываешься в его обучение, даешь ему возможность подниматься по карьерной лестнице.

Например, вне зависимости от проекта, все сотрудники CodeInside участвуют во внутренних активностях компании, которые помогают ему развиваться: у нас есть архитектурные кружки, программы аттестации, учебные курсы. Поэтому, работая с нами, заказчик получает постоянное развитие сотрудников.

erid:LjN8JvMwzРекламодатель: ООО «КодИнсайд»ИНН/ОГРН: 5837040135/1095837000929Сайт: https://codeinside.ru/

CNews Forum 2024 CNews Forum 2024

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН:

byteoilgas_conf 2024 byteoilgas_conf 2024

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН:

LANSOFT: время комплексных бизнес-решений LANSOFT: время комплексных бизнес-решений

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН:

Orion Digital Day Orion Digital Day

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН: