Спецпроекты

На страницу обзора
Как цифровизовать сложные бизнес-процессы?

Длительные кросс-функциональные бизнес-процессы с комплексной многоэтапной логикой вызывают смятение, когда дело доходит до их цифровизации. Непонятно, с какой стороны к ним подступиться, чтобы учесть все значимые детали и обойти возможные препятствия. В статье Comindware поделится знаниями, наработанными за более чем 10 лет реализации проектов цифровизации, как избежать подводных камней при автоматизации сложных процессов.

Что из себя представляет цифровизация сложных процессов

Для начала предлагаем синхронизироваться в понятиях.

Говоря о процессах со сложной структурой, речь идет о кросс-функциональных процессах с множеством этапов внутри компании с разветвленной организационной структурой.

Такие процессы встречаются в крупных организациях, например, в промышленном секторе или в сфере торговли.

Примерами могут послужить:

  • обработка заявки на поставку нефти в нефтегазовой отрасли,
  • поставка зарубежной специализированной техники и запчастей со склада изготовителя через дистрибьютора в дилерские центры,
  • процессы открытия точек продуктовой сети,

и так далее.

Оптимизация сложных процессов привлекательна для управленцев, поскольку призвана сделать их прозрачными, упростить контроль и повысить эффективность бизнеса

В свою очередь, цифровизация — это применение цифровых технологий для работы с оцифрованными данными для повышения эффективности бизнес-моделей и касается переноса «в цифру» отдельных бизнес-процессов.

Оптимизация сложных процессов привлекательна для управленцев, поскольку призвана сделать их прозрачными, упростить контроль и сильно повысить эффективность бизнеса. Тем не менее, проекты цифровизации могут быть сопряжены с рядом трудностей.

Почему цифровизация сложных процессов — это непросто

Улучшение качества производства с помощью цифровых технологий не упирается лишь во внедрение современного программного обеспечения. Деятельность любой организации имеет свою специфику, продиктованную особенностями производства, отрасли, правовой регуляции, которую необходимо понимать и учитывать.

Разветвленный сложно читаемый процесс обработки обращений в ИТ-компании

Вот три основных опасения о цифровизации комплексных бизнес-процессов, которые озвучивают заказчики, обращаясь в Comindware.

Неактуальность данных

Чаще всего эта проблема возникает уже на этапе обсуждения техзадания.

При постановке вендору или внутренней команде разработки задачи, бизнес-заказчик узнает, что понимание процессов и должностных инструкций разнятся у различных его участников. Информация не систематизирована, и на ходу возникает множество нюансов. Одновременно с этим иногда оказывается, что прежде, чем автоматизировать процессы, им требуется реинжиниринг.

Уточнение информации заставляет сдвигать сроки релиза, что влечет дополнительные временные, трудовые и финансовые затраты.

Например, крупная алкогольная компания запустила проект по автоматизации открытия новых торговых точек. В ходе проекта и создания универсального процесса выяснилось, что восточное и западное направления работают по разной схеме, и открытие магазинов происходит по-разному.

Сложность планирования автоматизации

Чтобы спланировать автоматизацию, необходимо иметь четкое представление о компании как о структуре, производящей ценность — товар или услугу.

Многоуровневая и разветвленная архитектура, как правило, запутанна. Выявить, какие процессы нуждаются в автоматизации и влияют на прибыльность, затруднительно, поэтому сложно определить порядок их цифровизации.

Например, крупный дистрибьютор химической продукции обратился с задачей внедрить систему электронного документооборота. Однако в ходе изучения процессов, бизнес-заказчик обнаружил, что для достижения поставленных целей может быть эффективнее сперва автоматизировать эксплуатацию промышленных объектов и техники компании — критических процессов для получения прибыли, которые при этом включали и работу с документами. Все глубже изучая архитектуру бизнес-процессов предприятия, компания выявила, что комплексных процессов на данный момент очень много, и для успешной цифровизации необходимо разобраться, с чего начать.

Длительность выполнения процессов

Вопросы вызывают и процессы, протяженные во времени. Продолжительные процессы, запущенные по одной модели, завершаются согласно ей же и не успевают перестраиваться под внесенные изменения, из-за чего происходит рассинхрон.

Например, компания из нефтегазовой отрасли цифровизует процесс поставки топлива. Комплексный процесс стандартно включает в себя оформление заявки, проверку контрагентов, проверку наличия топлива, логистику и выбор способа доставки и так далее, а также задействует различные подразделения и протяжен во времени.

При этом у компаний возникает вопрос: как без ущерба качеству оказываемых услуг и лояльности контрагентов распорядиться уже запущенными процессами и перейти на обновленную модель бизнес-процесса.

«Рецепты» для управления цифровизацией

Тем не менее, процессом улучшений можно управлять точно так же, как и любым другим. Эксперты Comindware готовы предложить решения для каждой из трудностей.

Гибкое управление бизнес-процессами

Гибкий подход означает, что проектная команда может мгновенно реагировать на непредвиденные обстоятельства и обновлять процессы под новые вводные в реальном времени.

«BPM без agile не бывает», — Анатолий Белайчук, BPM-евангелист Comindware.

Гибкая методология аджайл (agile) помогает снизить риски, так как результаты презентуются по мере готовности. В свою очередь процессный подход, BPM, предполагает постоянное совершенствование деятельности компании. Аджайл и процессный подход дополняют друг друга.

Если же от организации, как это бывает, например, в госсекторе, требуют строгого распределения реализации функционала и финансирования работ по этапам, эффективно применять гибридный подход: фиксируются основные вехи проекта, а уже внутри них работа ведется итерационно.

Технически поддерживать изменения «на лету» помогает также применение инструментов Low-code. Процесс автоматизируется в точности так, как «нарисована» его модель.

Двигайтесь от общего к частному

Цифровизовать все процессы сразу невозможно. Можно погнаться за масштабом и автоматизировать архитектуру по-максимуму, но при таком сценарии пострадает проработка процессов.

И наоборот, увязнув в попытках детализировать все возможные «развилки» и «зашить» правила в подробностях, заказчик автоматизирует намного меньше процессов и усложняет их.

Чтобы соблюсти баланс, необходимо двигаться от общей картины к более частным процессам.

На первом этапе следует сформировать реестр всех процессов, чтобы увидеть компанию в виде цепочки создания ценности. Далее масштабные и «проблемные» кросс-функциональные процессы необходимо регламентировать, чтобы создать единое представление об их выполнении и обнаружить проблемные места. Автоматизацию стоит начать именно с этих «бутылочных горлышек», так как зачастую они влияют на прибыль.

Верхнеуровневая диаграмма процессов рекламного агентства

Comindware Business Application Platform одновременно сочетает в себе функционал «отрисовки» архитектуры, процессов компании в нотации BPMN 2.0, понятной для бизнеса, создания регламента на основании модели процесса и автоматизации. Вне зависимости от масштаба проектов все решения на базе платформы Comindware, включая CRM, ITSM, Service Desk и другие, сочетаются между собой и не требуют интеграций. Благодаря этому заказчики минуют «лоскутную автоматизацию» и получают инструмент для масштабирования ИТ-системы под любые задачи.

Декомпозируйте на подпроцессы

Разбивайте длительные и комплексные процессы на подпроцессы, чтобы вносить изменения планомерно на отдельных этапах.

В то время как большой процесс разворачивается в объемные схемы, небольшие подпроцессы легко читаются, а значит, и проще в управлении. Определить показатели качества и выявить потребность в доработках проще на простых схемах.

Читаемая схема, содержащая наглядные подпроцессы

Процессный движок в Comindware Business Application Platform позволяет настроить запуск процессов по новой схеме. А графовая технология хранения данных делает эту настройку гибкой: запуск без приостановки или с приостановкой, запуск новых процессов в тестовой среде или сразу в «боевой» и так далее. В данном случае все зависит от внутренних требований и внешних обстоятельств, и платформа Comindware дает необходимую свободу.

Цифровизация — путь с множеством вопросов

Компании, взявшиеся цифровизовать бизнес со сложной процессной архитектурой, могут также встретиться с:

  • сопротивлением со стороны сотрудников, которые опасаются сокращений или не понимают преимуществ от внедрения новых систем,
  • непониманием, какие компетенции необходимы для реализации проекта,
  • трудностями с миграцией с ранее внедренных платформ,

и другими аспектами.

Такие «преграды» закономерны для любых проектов цифровизации. Представляя перед собой масштабы компании и ее многоуровневую структуру, проектная команда может даже неосознанно наделить стоящие в реальности задачи сверхсложностью.

С какой бы ситуацией ни столкнулся заказчик, Comindware придерживается проверенных тактик и стратегий для успешной реализации проектов цифровизации, реализованных совместно с компаниями из различных отраслей, и поможет пройти путь автоматизации с наименьшими затратами и наибольшей выгодой.

Заполните форму, чтобы получить демонстрацию возможностей Comindware Business Application Platform для цифровизации кросс-функциональных процессов.

erid:2SDnjcUGmkkРекламодатель: ООО «Колловэар»ИНН/ОГРН: 7713707490/1107746404864Сайт: https://www.comindware.ru/