Спецпроекты

oбзор

Обзор: ИТ в ритейле 2014

Сергей Козырь

Сергей Козырь:
Мы рассматриваем вариант внедрения касс самообслуживания в нашей сети

О том, какие новые решения планируется внедрить в сети магазинов, в интервью CNews рассказал Сергей Козырь, директор по информационным системам "ОКЕЙ Групп".

CNews: Какие новые технологии внедрила ваша компания в прошедшем году? Какие технологические новшества в российском ритейле вы можете выделить особо?

Сергей Козырь: Технологических новшеств в полном смысле этого слова в отечественном ритейле, в том числе – в нашей сети, внедрено не было. Есть проекты, связанные с оптимизацией внутренних процессов сегментов бизнеса, которые не были автоматизированы. Многие отечественные компании сейчас фокусируются именно на этом.

Несмотря на отсутствие принципиально новых ноу-хау в российской рознице, некоторые ритейлеры стремятся к созданию модели магазина будущего. Эксперименты проводят сейчас несколько торговых сетей различных сегментов. Но говорить о том, что существуют готовые и опробованные технологии, готовые ко внедрению – преждевременно.

Что касается перспектив российского ритейла, то наверняка многие торговые сети обратят или уже обратили внимание на принципиально новые кассы самообслуживания. Их принцип работы заключается в том, что клиент, как на обычных кассах, выкладывает товар на ленту. Идентификация товара происходит при прохождении товара через специальный туннельный сканнер, который сканирует баркод, фотографирует товар, и, у некоторых производителей, даже снимает физические параметры товара – такие как размер упаковки и вес. Оплата осуществляется на отдельном терминале при помощи банковской карты или наличными. Участие кассиров фактически не требуется – необходим только один ассистент для нескольких таких касс, для решения проблем с не распознанным товаром.

Впервые я увидел это решение на одной из международных выставок, и оно мне очень понравилось. Это наиболее технологическое интересное решение по кассовому самообслуживанию, которое, я думаю, в будущем займет большой сегмент в российском и мировом ритейле.

CNews: В нынешней экономической ситуации сократили ли вы расходы на ИТ?

Сергей Козырь: Как и большинство крупных федеральных ритейлеров, мы стремимся к оптимизации операционных расходов, а не к их сокращению. Бюджет ИТ имеет несколько факторов влияния, такие как: развитие компании – открытие новых магазинов, сокращение или увеличение продаж. В прошлом году мы большое внимание уделили контролю операционных расходы. В частности, были реализованы проекты по оптимизации затрат на обслуживание копировальной техники в офисах и магазинах, стоимости обслуживания ИТ оборудования в торговых центрах. В этом году мы также продолжаем изменять ИТ процессы, также направленные на сокращение операционных затрат, одновременно улучшая качество предоставляемого сервиса.

Инвестиции, в большей степени, имеют проектную направленность – то есть направлена на автоматизацию и внедрение новых бизнес инициатив. Соответственно и решение об осуществлении тех или иных инвестиций осуществляется в рамках проектов.

CNews: Каковы основные этапы автоматизации вашего предприятия? Как ваша компания относится к автоматизации процессов?

Сергей Козырь: Автоматизацию внутри компании можно разделить на две параллельных задачи: с одной стороны, мы автоматизируем процессы, составляющие текущее ядро бизнеса. Такая автоматизация направлена на развитие, оптимизацию и повышения эффективности существующих бизнес процессов и решений. Например, у нас, как и в большинстве других крупных компаний, еще существуют мало автоматизированные процессы, работающие в полу-ручном режиме. Полная автоматизация таких функций позволяет существенно повысить их производительность, и как следствие эффективность всей компании.

С другой стороны – мы фокусируемся на автоматизации новых бизнес-процессов компании, связанные с ее развитием. В первую очередь, такие проекты относятся к таким областям как supply chain, построение взаимоотношений с клиентами и поставщиками, и, естественно, оптимизация и развитие внутренних процессов компании.

CNews: Используете ли вы решения бизнес-аналитики?

Сергей Козырь: Инструменты бизнес-аналитики в компании используются достаточно давно, практически с момента рождения компании. В 2012 году к уже имеющимся решениям, мы добавили новый аналитический инструмент, который позволяет формировать стандартную корпоративную отчетность силами аналитиков, без привлечения ИТ специалистов. Соответственно, старые инструменты постепенно выводятся из эксплуатации.

CNews: Есть ли в вашей компании планы по развитию BI-решений?

Сергей Козырь: Эффективность бизнес-аналитики напрямую зависит от бизнес-процессов компании с одной стороны и от той модели, которая была реализована в источнике данных. На ближайшее время мы планируем выбрать и внедрить новое решение для централизованного источника данных. Также, в рамках данного внедрения будет проведен анализ необходимых данных и способах их использования внутри организации для определения максимально эффективной структуры.

Специализированных решений для мобильной бизнес-аналитики мы не используем, но существует часть стандартной корпоративной отчетности, которая доступна руководству на мобильных устройствах.

CNews: Какие специализированные решения для автоматизации вы используете сегодня? И какова доля самописного ПО?

Сергей Козырь: В этом направлении у нас достаточно простая концепция: мы стараемся выбирать под определенные сегменты бизнес-задач готовые решения. Большинство ИТ решений – промышленные, которые внедряются и поддерживаются партнерами. Но, несмотря на то, что в компании практически отсутствует внутренняя разработка, для нестандартных решений и мы привлекаем внешних партнёров для разработки под заказ.

CNews: Какая часть ИТ инфраструктуры и технического парка вашей компании в настоящее время обслуживается аутсорсером?

Сергей Козырь: У нас есть два направления, в которых мы активно используем аутсорсинг. Первое направление охватывает аутсорсинг обслуживания собственного ИТ оборудования наших торговых объектов. Все магазины и распределительные центры находится на технической поддержке внешних партнеров. Другое направление – аутсорсинг полностью ИТ сервисов. Например – сервиса печати и копирования, сервиса корпоративной электронной почты.

CNews: Какую роль для маркетинга и других служб компании играют технологии «Больших данных»?

Сергей Козырь: Сейчас все данные компании, как и у всех других российских ритейлеров, хранятся в структурированной форме. Так что, информации в полном смысле подходящей под термин Big Data в нашей компании нет. То же самое касается всего российского рынка. Я пока не знаю ни одной компании, которая бы сейчас использовал «большие» данные вживую.

С точки зрения развития, Big Data в первую очередь может быть интересна таким подразделениям как маркетинг, где будет требоваться анализ разносторонней информации, для определения закономерностей в поведении клиентов, чем топ-менеджерам компании, которые больше заинтересованы в стандартной отчетности.

CNews: Какое значение для вашего бизнеса имеет сайт компании? Планируете ли выпуск мобильных приложений?

Сергей Козырь: На текущий момент, наш сайт, в первую очередь это информационная площадка для внешних коммуникаций: клиенты могут найти общую информацию о компании, магазинах, существующих промо-активностях, потенциальные партнеры оставить заявку на сотрудничество, потенциальные сотрудники – информацию об открытых вакансиях. Также корпоративный сайт содержит раздел, предоставляющий всю необходимую информацию нашим инвесторам. Безусловно, мы должны использовать все возможные средства для коммуникации с конечным клиентом, поэтому, в ближайшее время обязательно появится мобильная версия сайта и приложения для смартфонов. Что будет внутри приложений? Пока сказать не могу, это часть наших планов на развитие.

CNews: Внедрение каких инноваций или пока не применяемых в российском ритейле новшеств будет актуальным в ближайшие два-три года?

Сергей Козырь: Очевидно, что новые решения в российском ритейле появятся в области касс самообслуживания – те же самые туннельные сканеры, о которых я уже говорил. Думаю, что очень скоро состоятся первые внедрения и будут доступны первые результаты для анализа. Так же очевидно, что мобильные сервисы будут развиваться высокими темпами, так как персональная лояльность приобретает все больший вез в стратегии развития ритейл компаний. Также, возможно, WiFi аналитика и видео аналитика найдет свое применение в анализе поведения клиентов внутри торговых центров.

CNews: Какие тенденции в информатизации ритейла вы можете выделить?

Сергей Козырь: В ритейле возникает все больше решений, связанных с мобильными технологиями. Клиент получает возможность доступа к любому сервису на любом мобильном устройстве. Для сотрудников компаний есть также необходимость в мобильных решениях, направленных на оптимизацию внутренних процессов.

Очевидно, что появляются, новые требования по взаимодействию с клиентом и по дополнительным сервисам. Например, доставка из интернет-магазинов, специализированные предложения на ассортимент, не представленный на полке в магазине и так далее. Сегодня все дополнительные сервисы, которые могут привлечь клиента в магазин, предъявляют высокие требования к автоматизации бизнес-процессов.

Также хочется отметить тренд, который формируется как на Западе, так и у нас сейчас – сокращение времени обслуживания клиента в припасовкой зоне. Эту задачу можно решить только применяя хорошо автоматизированные решения.

Вернуться на главную страницу обзора