Спецпроекты

oбзор

Обзор: ИТ в ритейле 2014

Что ждет ритейл через 5 лет: прогнозы экспертов

Что ждет ритейл через 5 лет: прогнозы экспертов

Каковы особенности информатизации торговых предприятий? Какими будут наши магазины уже через 5 лет? Опрошенные CNews эксперты поделились свои мнением по этим вопросам.

Ключевой особенностью ритейла является наличие множества разнородных объектов управления и их территориальная распределенность. Кроме обеспечения бизнес-процессов внутри торговой сети, в последнее время все большее внимание уделяется совершенствованию работы с покупателями, причем не только в торговом зале, но и в интернете. «Информационные системы должны быть способны поддерживать распределенность, работу с большими объемами данных и сложные «фронтовые» процессы, обеспечивающие должный уровень сервиса для покупателей», - говорит Дмитрий Майоров, руководитель направления «Торговые сети», группа компаний CUSTIS.

Отличительной чертой розничной торговли является высокая транзакционность за счет быстрого оборота широкого товарного ассортимента. Поддержка продаж осуществляется большим числом периферийных устройств (кассы, весы, принтеры, сканнеры и пр.), которые работают в условиях высокой нагрузки. В случае поломки любого из этих устройств его необходимо заменить в кратчайшее время.

Серьезным ограничением при создании ИТ-решений для розницы, по мнению Любови Рыбаковой, генерального директора Borlas Retail, является большой разброс квалификации пользователей: от кассиров со средним образованием до хорошо образованных аналитиков.

Большое значение для ритейла имеет удобство и точность идентификации разнообразных товаров. На сегодняшний день в полной мере всем предъявляемым требованиям к подобным технологиям соответствует только RFID. «Все ритейлеры, независимо от направления их бизнеса, уже много лет ждут, когда же произойдёт квантовый скачок и начнут повсеместно использоваться RFID-метки, - говорит Михаил Бурачков, заместитель директора департамента ERP «КОРУС Консалтинг». - Пока производители не начнут снабжать ими свой товар, ритейлеры их массово использовать не будут, так как RFID-метка – это достаточно дорогой способ идентификации товаров».

Особенности информатизации

Потребности заказчиков даже внутри отрасли существенно разнятся. Например, продуктовым сетям требуются инструменты для работы со скоропортящимися товарами и управления собственным производством, а Fashion-ритейлеры при планировании ассортимента должны учитывать модные тренды и сезонные колебания спроса.

«Инновационные технологии должны отвечать коммерческим целям компании, поэтому крайне важно еще до этапа выбора решения привлекать к процессу внедрения руководителей и собственников сети, - уверена Наталья Гурова, директор практики Non-Food Retail, Columbus Россия и СНГ. - К сожалению, в ряде розничных сетей ИТ-проекты считаются исключительно зоной ответственности специалистов ИТ-службы, и непосредственные пользователи решения минимально участвуют в проекте. В результате может получиться так, что запущенная система не будет отвечать желаниям клиента».

«Безусловно, новые технологии призваны оптимизировать процессы, но отдача от такой оптимизации приходит не сразу, - продолжает Андрей Суворов, ИТ-директор Вlesk InCare. - Часть пользователей готова использовать устаревшие, но «обкатанные» в их рабочей среде решения, стабильно приносящие прогнозируемый доход несмотря на временные потери и не всегда эффективное использование трудовых и производственных ресурсов».

Прогнозы на будущее

Каким будет технологическое оснащение российского ритейла через 3-5 лет? CNews при помощи отраслевых экспертов попробовал нарисовать картину магазина ближайшего будущего.

Итак, придя за покупками в 2020 г., вы увидите, что часть касс работает без кассиров. Вы положите выбранные товары на ленту транспортера, касса сама их взвесит или просто отсканирует и предложит оплатить покупку банковской картой. Кроме того, в торговых залах появятся электронные ценники и интерактивные информационные панели, на которых можно будет получить информацию о товарах и услугах или просто оформить заказ с доставкой. Товары на полках будут отмаркированы RFID – метками, а значит, процедура их учета станет на порядок проще и эффективнее.

Использование RFID в «Магазине Будущего»


srs1.png


Источник: Роснано, 2011

С помощью простого приложения на мобильном устройстве вы сможете понять, какие товары есть в том или ином магазине, получить о них подробную информацию и даже оплатить свои покупки. А продавцы, официанты, мерчендайзеры будут использовать мобильные устройства с дополнительным оборудованием для того, чтобы оформлять покупки, находить товар, сканировать содержимое полок и т.п. В случае отсутствия того или иного товара в магазине, вам предложат тут же оформить интернет-заказ с доставкой на любой удобный адрес – на дом, в офис, в ближайший магазин и т.д. Заказать товар вы сможете и по телефону, и при помощи Smart TV.

Отзывы о тех или иных товарах и ритейлерах в социальных сетях будут играть все большую роль при принятии решений о покупке. Аккаунты крупных розничных сетей станут не только площадкой для продвижения их услуг, но и средством обратной связи с потребителями.

На смену классическим магазинам «у дома» придут пункты выдачи заранее заказанных в интернете или по телефону товаров. Конечно, это коснется в основном продуктового ритейла – в некоторых отраслях от традиционной витрины отказаться просто невозможно.

«Сейчас в ритейле начинает зарождаться ещё одна тенденция – через какое-то время на полках в магазине не будет товара, а будут только фото продукции, - говорит Сергей Елисеев, директор Центра решений для розницы РДТЕХ. - Представьте, заходит покупатель в магазин, ему на входе дают сканер. Проходя вдоль полок, человек сканирует товар, данные уходят в буфер, и как только он подтверждает покупку, ему на складе быстро собирают покупки и при выходе он получает пакет со всем, что выбрал. В результате размеры торговых площадей могут сократиться в десятки, а то и сотни раз, не нужны будут мерчендайзеры, грузчики, кассиры - только люди, которые на складе собирают товар. По сути, это колоссальная оптимизация, вернее даже, минимизация всего процесса. И всё это благодаря информационным технологиям! Кстати, такие магазины в Японии уже вполне полноценно работают».

Наталья Рудычева/CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора