Спецпроекты

На страницу обзора
Кейс: Как в России удалось модернизировать систему гостехосмотра автомобилей

Проект модернизации единой автоматизированной информационной системы технического осмотра (ГИС ЕАИСТО) и создания платформы для агрегации и проверки электронных диагностических карт ТО успешно запущен в России в условиях сжатых сроков и пандемии.

Как известно, с 22 августа в стране вступили в силу новые правила техосмотра — теперь автомобилистам больше не нужно предъявлять диагностические карты для покупки ОСАГО. Большинство автовладельцев регулярно посещают сервисы или дилерские центры. Поэтому наличие диагностической карты при оформлении ОСАГО уже роли не играет, решили законодатели. К тому же, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), зависимость между прохождением техосмотра и аварийностью вовсе не очевидна. По статистике ГИБДД, доля ДТП по причине технической неисправности автомобиля не превышает 0,1%.

Тем не менее, слухи о грядущей отмене техосмотра для физлиц вновь оказались преждевременными. Напротив, он стал еще более строгим. Новое правило, которое действует с марта 2021 г., гласит: перед началом и в конце техосмотра операторы пункта ТО должны фотографировать машину, фиксируя госномер, марку, модель и цвет автомобиля, а также сохранять информацию о времени съемки и географические координаты места диагностики. Фотографии вместе с результатами осмотра загружают в единую базу ЕАИСТО. Делается это для того, чтобы пройти техосмотр без фактического обследования машины стало невозможно, а значит, невозможно и купить диагностическую карту.

C 22 августа в стране вступили в силу новые правила техосмотра

По оценке Союза организаций по контролю и диагностике технического состояния транспортных средств «ТехЭксперт» и Гильдии операторов техосмотра транспортных средств при МТПП (ГОТОТС), до 8090% автотранспортных средств в России не проходили реальный осмотр. По данным того же ГОТОТС, практика продажи карт привела к росту ДТП из-за технических неисправностей автомобилей более чем в шесть раз.

Новые правила

По мнению авторов нововведения, ежегодно на дорогах страны происходят ДТП, причиной которых является именно неисправное состояние транспортных средств. Поэтому вопрос усиления контроля прохождения техосмотра ТС уже давно стоял на повестке для правительства России. Кабмину было необходимо обеспечить исполнение обновленных правил ТО и доскональную своевременную проверку исправности транспорта — якобы для снижения процента аварийности, вызванной техническими неисправностями транспорта на дорогах. Также важно было сократить число поддельных диагностических карт, выдаваемых пунктами техосмотра без проведения диагностики и часто даже без их посещения.

В результате с 1 марта 2021 г. обновленная версия ЕАИСТО начала работать по новым правилам проведения техосмотра. Оператором информационной системы является МВД. Данные по организациям, имеющим аккредитацию на проведение техосмотра, поступают из реестра РСА по каналам СМЭВ.

По новым правилам оформленные диагностические карты будут храниться в электронном виде в единой автоматизированной системе техосмотра не менее пяти лет. За это время их нельзя будет изъять или уничтожить. Электронные диагностические карты, заверенные электронной подписью (ЭП), могут предоставляться по запросу.

ЕАИСТО дает операторам возможность фиксировать результаты проведенного техосмотра транспорта, включая обязательные фотографии на линии проверки до и после диагностики. Сотрудник оператора заверяет заполненную диагностическую карту собственной электронной подписью. Диагностика общественного автотранспорта — автобусов, трамваев, маршруток и пр. — проходит с участием инспектора ГИБДД. Он контролирует корректность проверок и визирует результаты диагностики своей ЭП.

В рамках госконтракта модернизация ЕАИСТО и реализация ее дополнительных функциональных возможностей была поручена специалистам компании «Программный Продукт».

Модернизация системы

Глубокая модернизация ЕАИСТО потребовала внесения корректив в механизмы заполнения диагностических карт, порядок авторизации (использование ролевой модели управления доступа к данным), а также изменений в архитектуре системы, ее приведения к соответствию новым требованиям к информационной безопасности.

Ранее на рынке операторов техосмотра была возможность неправомерного доступа к хранилищу данных по техническому осмотру и внесению информации по диагностическим картам без его фактического проведения. Совместная работа МВД и РСА позволила определить регламент подключения уполномоченных организаций для работы с ЕАИСТО. А компания «Программный Продукт» реализовала в обновленной версии информационной системы новые правила работы.

Сейчас доступ к ЕАИСТО могут получить только аккредитованные операторы ТО в соответствии с данными реестра РСА. При этом используется персональная ЭП уполномоченного сотрудника. Все действия оператора в системе заносятся в журнал, что позволяет отследить возможные подозрительные или неправомерные операции пользователей в системе и оперативно начать процедуру по приостановлению аккредитации оператора, а значит и прекращению доступа к ЕАИСТО.

В обновленную систему было добавлено много уровней проверок данных диагностических карт, что позволило улучшить чистоту данных в хранилище данных и сократить количество ошибок. В системе сохраняется информация по непройденным техосмотрам и причинам их непрохождения.

Важной частью модернизации системы стало использование электронной цифровой подписи, которой специалист сервисного центра подтверждает действительность результатов ТО и выданных диагностических карт. Каждую диагностическую карту подписывает своей ЭП сотрудник, проводящий техосмотр. Только после этого диагностическая карта считается выданной.

Фотофиксация техосмотра и проверка сервисного пункта

Дополнительным инструментом для борьбы с фиктивными техосмотрами стала обязательная фотофиксация транспорта до и после проведения диагностики. При записи в ЕАИСТО фотографии проверяются на геолокацию и дату съемки. Таким образом, в ЕАИСТО появилась возможность автоматизированного отслеживания и информирования сотрудников ГИБДД о расхождении места расположения пункта техосмотра и места действительного проведения технической диагностики ТС. Благодаря этому выдать диагностическую карту с непрошедшими проверку фотографиями не получится. Фото будут храниться вместе с диагностическими картами и предоставляться по запросам. В дальнейшем планируется еще более ужесточить требования к фотофиксации для исключения поддельных загрузок со «случайными» фото машины.

Обновленная система также имеет встроенный фильтр, не позволяющий оператору оформить диагностическую карту, если пропускная способность пункта техосмотра превышена (исходя из данных аккредитации). Такой фильтр позволяет заблокировать выдачу диагностических карт организациям, выдающим каждый месяц сотни карт при том, что оборудование пункта позволяет проверять максимум несколько десятков машин. Подобная картина свидетельствует о том, что реальную диагностику оператор не осуществляет.

Особые правила и средства контроля

Отдельные правила действуют для техосмотра автобусов. Поскольку автобусы — это общественный транспорт повышенной опасности, требования к проверке их технического состояния выше, чем для легковых автомобилей. По обновленным правилам технического осмотра, с 2020 г. техосмотр автобусов должен проводиться на определенных заранее утвержденных станциях и исключительно в присутствии сотрудника ГИБДД. Для этого в ЕАИСТО добавлена функция, благодаря которой сотрудник госавтоинспекции может фиксировать результаты ТО в режиме онлайн — с помощью планшета (ноутбука) и заверять их своей ЭЦП.

После модернизации ЕАИСТО специалисты ГИБДД могут отслеживать изменения в процессе получения диагностической карты, фильтровать информацию по различным категориям и управлять ранее выданными картами — например, аннулировать действие тех, которые были выявлены как мошеннические. Кроме того, в информационной системе была добавлена функция формирования диагностической карты в электронном виде с возможностью ее распечатки.

Проблемы и решения

Основные работы по проектированию и разработке новой версии ЕАИСТО выпали на весну 2020 г. — в разгар пандемии. Компании «Программный Продукт» удалось в условиях жестких сроков выстроить работу своей распределенной команды, наладить коммуникации с заказчиком и контрагентами в удаленном формате. Изначально запуск новой версии информационной системы был назначен на прошлогодний июнь, но в итоге из-за пандемических ограничений перенесен на март 2021 г.

Проект был утвержден и успешно реализован в сжатые сроки во многом благодаря налаженным бизнес-процессам работы «на удаленке». Команда специалистов использовала для разработки решения программное обеспечение из Единого реестра российского ПО и уделила большое внимание вопросам информационной безопасности. В результате ЕАИСТО успешно прошла сертификацию ФСТЭК.

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для транспортных компаний 2020
№ 2020 № 2019 Компания
1 ИКС Холдинг
2 МаксимаТелеком
3 3 ЗащитаИнфоТранс
Подробнее