По данным ITReseach, в 2023 г. в России было продано около 3,4 млн ноутбуков — на 11% больше, чем в 2022 г., но на 23% меньше, чем в 2021 г. За этот период в страну было импортировано около 2 млн ноутбуков — на 41% меньше, чем в 2022 г. 33% из них были завезены по параллельному импорту. Это почти в два раза меньше, чем в 2022 г. — тогда доля таких поставок составляла 53%. Одна из причин — появление на рынке все большего числа ноутбуков от отечественных производителей. По данным аналитиков GS Group, российские компании уже выпускают около 1 млн единиц вычислительной техники в год.

Главными потребителями продукции отечественных вендоров являются государственные структуры и госкомпании. Так, за 10 мес. 2023 г. госсектор потратил ₽14,5 млрд на закупку 298 тыс. отечественных планшетов и ноутбуков. Из них 55% пришлось на ноутбуки и 45% — на планшеты и карманные компьютеры. Устройства активно закупали госведомства и государственные организации сферы образования и здравоохранения. Спрос на отечественную технику растет и в рознице — в 2023 г. в ритейле было продано около 256 тыс. российских ноутбуков, что в два раза больше, чем в 2022 г.  

CNews уже не первый год следит за поставками ноутбуков в российские школы. Напомним, что они осуществляются в рамках федеральных проектов «Цифровая образовательная среда» и «Современная школа» национального проекта «Образование», который должен завершиться в 2024 г. Согласно отчету Минпросвещения РФ, по итогам 2023 г. более 44% общеобразовательных организаций обеспечены материально–технической базой для внедрения цифровой образовательной среды. Созданы и функционируют 280 детских технопарка «Кванториум», в том числе 145 технопарков на базе общеобразовательных организаций, 261 центр цифрового образования «IT-куб», 30 ключевых центров дополнительного образования детей, 85 мобильных технопарков «Кванториум». Заработали 17 009 центров образования «Точка роста», в которых ученики общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, осваивают образовательные программы общего и дополнительного образования с использованием современного оборудования.

Что закупали образовательные организации в 2023 г.

Распределение ноутбуков для школ по брендам (в количественном выражении). Источник: CNews Analytics, 2024

Анализ государственных закупок в 2023 г. показал, что образовательные организации в прошлом году закупили около 110 тыс. ноутбуков. Если в 2021 г. на иностранные ноутбуки приходилось 19% в количественном выражении, то теперь их доля практически свелась к нулю. 90% рынка фактически поделили между собой три отечественных вендора — ICL, «Рикор» и «Аквариус».

Главным поставщиком стала компания ICL — на ее долю приходится 55,1% рынка в количественном выражении и 61,2% в стоимостном выражении. На втором месте «Рикор» c долями рынка 25,2% и 19,1% соответственно. Третье место у «Аквариуса» — 9,7% и 7,5% соответственно.

Какие регионы закупают ноутбуки

Распределение ноутбуков для школ по федеральным округам (в количественном выражении)

В 2023 г. на закупку ноутбуков для образовательных учреждений было израсходовано почти ₽6 млрд.

Больше всего ноутбуков в 2023 г. было закуплено для образовательных учреждений Центрального федерального округа — 25,6% в количественном выражении. На втором месте Приволжский федеральный округ — на его долю пришлось 22,3% всех приобретенных ноутбуков. На третьем — Сибирский федеральный округ (13,4%).

Если оценивать поставки ноутбуков в федеральные округа в стоимостном выражении, то 22,6% всей израсходованной суммы придется на Приволжский ФО, 20,6% — на Центральный ФО и 14,4% — на Сибирский ФО.

Таким образом, можно сказать, что отечественные производители ноутбуков уже полностью обеспечивают своей продукцией потребности образовательных учреждений России. Теперь вопрос только в том, кто из них сумеет утвердиться на этом рынке благодаря высокому качеству и приемлемой стоимости своей продукции.

Токен: 2SDnjdVC9JGРекламодатель: ООО «АйСиЭл Техно»ИНН/ОГРН: 1624014670/1161690055075Сайт: icl-techno.ru/