Разделы

Бизнес Инвестиции и M&A Цифровизация Инфраструктура Маркет

Строители из Татарстана запустили "первого ИТ-оператора России"

ПСО «Казань» совместно с системным интегратором «Классика» и бывшими топ-менеджерами «Синтерры» создали ИТ-оператора Inoventica. Компания вложит до 2 млрд руб. в строительство федеральных ВОЛС и скупку компаний, работающих в области виртуализации и облачных вычислений.

В Москве состоялась презентация группы компаний Inoventica, собирающейся создать «первого федерального ИТ-оператора», занимающегося услугами по построению частных, гибридных и публичных облаков на базе собственной ИКТ-инфраструктуры. Ответственным за стратегию развития Inoventica стал член ее совета директоров, бывший гендиректор «Синтерры» и глава департамента госполитики Мининформсвязи Виталий Слизень.

«Акционерами была поставлена задача создать компанию, которую инвесторы cмогут оценить по мультипликатору выше, чем 20 показателей EBITDA, - пояснил Слизень. - В ИТ-секторе сейчас компании оцениваются с коэффициентом 10-12 к EBITDA, а в телекоме не дадут более 10 к EBITDA. В то же время облачные технологии, находящиеся на стыке телекома и ИТ, обещают 70% рост».

Основным акционером Inoventica является проектно-строительное объединение (ПСО) «Казань» (в лице «дочки» «Региональная инициатива»), доля в группе компаний также есть у системного интегратора «Классика». Головной структурой группы является компания «Коммуникации для инноваций» (владеет инфраструктурой группы), ИКТ-услуги будет предоставлять дочернее предприятие «Иновентика Технолоджес».

Гендиректор ПСО «Казань» Равиль Зиганшин стал председателем совета директоров Inoventica, гендиректором — президент «МПО Классика Компьютерные информационные системы» Владимир Щербинин. Техническим директором Inoventica является Александр Ильин, директором по экономике и финансам - Юрий Владимиров (оба — выходцы из «Синтерры»).


Виталий Слизень теперь займется строительством ЦОДов в сельской местности на заброшенных птицефабриках

Inoventica собирается стать владельцем собственной волоконно-оптической сети (ВОЛС) протяженностью 20-25 тыс. км. с пропускной способностью до 8Тбит/с, которая охватит более 70% потенциальных заказчиков. Эффективная зона обслуживания, вдоль которой можно будет подключать к ЦОДам компании (время доставки сигнала до 10 мс), составит 500 км. Inoventica не планирует заниматься непосредственно строительством ВОЛС, а будет покупать темные волокна в существующих каналах.

Взаимный спрос: как рост медтеха в России формирует приток ИТ-специалистов в отрасль
Маркет

Слизень пояснил, что собственная ВОЛС необходима компании для того, чтобы не зависеть от инфраструктуры сторонних провайдеров и доставлять данные по России с минимальной задержкой. ЦОДы Inoventica будет строить в сельской местности, в местах, где подведено электричество и газовые магистрали (например, на заброшенных птицефабриках). Используемая компанией технология геокластеров позволит сохранить данные и работоспособность сервисов даже в случае физического разрушения одного из ЦОДов, обещает Слизень.

Планируемые затраты на создание инфраструктуры: 1,3 - 1,7 млрд руб. Вкладываться в проект будут акционеры, которые уже перечислили 500 млн руб. Кроме того, Inoventica собирается скупать компании, работающие в области виртуализации и облачных вычислений, на эти цели планируется выделить 300 - 400 млн руб. Inoventica интересуется покупкой пакетов акций в размере от 25% до 75%, при этом условием является получением приобретаемой компанией не менее 55% доходов от сотрудничества с Inoventica.

Главным конкурентом для Inoventica будет «Ростелеком», который владеет крупнейшей в России ВОЛС и утвержден правительством в качестве оператора национальной облачной платформы. Компания собирается потратить на эти цели 10 млрд руб и уже создает консорциум из системных интеграторов и поставщиков ПО и оборудования.

Скептически смотрят на перспективы Inoventica в компании Parallels. «Оператор, способный оказывать облачные сервисы, - это нечто больше, чем просто владелец инфраструктуры из дата-центров, объединенных в сеть каналами связи, - отмечают в компании. - Привлекательность оператор определяется набором ИТ-сервисов, а в планах Inoventica этот момент прозвучал невнятно». Что касается планов по покупке ИТ-компаний, то, как считает представитель Paralels, в мире более распространенной считается схема партнерства white label. При таком подходе новые сервисы абонентам предоставляются компанией под своим брендом, но реализованы они фактически на платформе whitelabel-провайдера. «Сумма предполагаемых инвестиций в покупку SaaS-разработчиков сопоставима с затратами, необходимыми для организации всех договоренностей с партнерами», - добаляют в Parallels.

Игорь Королев