«Сбербанк» автоматизировал выдачу кредитов по всей России
Технология централизованной обработки кредитных заявок позволила «Сбербанку» сократить время принятия решения о выдаче кредита для физических лиц более чем в три раза – с семи до двух дней.Завершились длившиеся 1,5 года работы по созданию технологии централизованной обработки кредитных заявок в «Сбербанке» («Кредитная фабрика»). Цель такой разработки – формализовать и автоматизировать оценку потенциального заемщика (речь только о физлицах) и принятие решения о том, стоит ли выдавать ему кредит. Информация о потенциальном заемщике берется, в том числе, и из внешних источников - бюро кредитных историй (БКИ), ПФР и др. Затем нужная для заключения договора информация передается в учетные системы территориальных банков.
Непосредственно за прием и рассмотрение кредитных заявок отвечает внедренное решение Experian. Интеграционное решение компании «Неофлекс», автоматизирует сбор данных из систем банка и его партнеров, необходимых для принятия решения о выдаче кредита, и передачу в учетные системы территориальных банков информации по одобренным кредитным заявкам. В центральном аппарате (ЦА) «Сбербанка» развернуто интеграционное решение на платформе IBM WebSphere Process Server, в территориальных банках - на IBM WebSphere ESB. За связь между ними отвечает разработка на IBM WebSphere MQ.
Всего у «Сбербанка» 18 территориальных банков. Количество обрабатываемых системой заявок на кредиты от физлиц исчисляется десятками тысяч в сутки, говорит Ирина Кремлева, заместитель директора департамента рисков «Сбербанка». Теперь при подаче в любом из них заявления на получение кредита будет действовать одна и та же процедура. Развертывание интеграционного решения в одном территориальном банке занимало от двух недель до 1,5 месяцев. В «Сбербанке» говорят, что централизованная технология позволяет снизить время ожидания клиентом ответа по кредитной заявке с семи до двух дней.
После внедрения централизованной обработки заявок в «Сбербанке» время принятия решения о выдаче кредита для физических должно сократиться до 2 дней
Конкурс по выбору исполнителя был проведен около двух лет назад. В нем участвовали несколько компаний, но ни названия конкурентов, ни финансовые детали проекта исполнитель не раскрывает. В «Сбербанке» не ответили на вопрос о стоимости проекта.
Напомним, что в июле 2009 г. интеграционное решение «Неофлекса» для физлиц было запущено в промышленную эксплуатацию в Московском и Северо-Западном территориальном банках «Сбербанка», до конца 2009 г. он появился еще в 7 таких банках. И, наконец, с февраля по август 2010 г. его промышленная эксплуатация стартовала в последних территориальных банках - Алтайском, Байкальском, Восточно-Сибирском, Дальневосточном, Западно-Сибирском, Поволжском, Сибирском, Северном и Северо-Восточном.
Источник CNews в руководстве одной из крупных ИТ-компаний, сотрудничающих со «Сбербанком», в ответ на просьбу CNews оценить затраты на подобный проект заявил, что сделать это не так просто. «Поскольку штат компании-исполнителя не так велик (по данным рейтинга CNews100 «Крупнейшие ИТ-компании России 2009» в «Неофлексе» работает 155 человек – прим. CNews), то вероятнее всего подрядчик работал в центральном аппарате банка, - считает он. – Компания специализируется именно на интеграции уже существующих систем, так что возможно речь идет о создании шлюза на WebSphere. В этом случае «Неофлекс» мог получить за работу сумму, исчисляемую сотнями тысяч долларов».
Источник CNews добавил, что для оценки проекта важно понимать, с какими именно АБС из работающих в «Сбербанке» (ЦФТ, «Гамма», xBank и др.) происходит интеграция. В «Неофлексе» не стали комментировать и это. Однако заявили, что всего было интегрировано более 250 систем. Что касается числа работавших на проекте сотрудников, то оно менялось в зависимости от этапа: в среднем около 10 человек, максимально до 15. В рейтинге CNews «Неофлекс» занимает 84 место с выручкой за 2009 г. почти 437 млн руб.