Разделы

Телеком B2B

"Общий трафик" придет на смену безлимитным тарифам

Интернет-трафик становится ощутимым источником дохода для мобильных операторов и не менее ощутимым источником расходов для абонентов. В борьбе за клиента операторы вынуждены отказываться от дорогостоящих безлимитных тарифов и предлагать пользователям новую модель – shared data (общий трафик).

Пул мобильных устройств, которыми пользуются сотрудники корпораций, постоянно растет. Почти все они заходят в интернет со стационарного компьютера, ноутбука или смартфона, некоторые вместе с этим пользуются планшетом, а кому-то интернет нужен еще и для скачивания карт местности и GPS-навигации. Приобретать отдельные тарифы для всех мобильных устройств – тяжелая задача для любой компании (да и для частных пользователей), поэтому ведущие западные операторы начали осваивать так называемые shared data ("общий трафик") тарифы.

Безлимитные звонки и текстовые сообщения давно являются основой получения дохода от мобильной связи. В последнее время к ним присоединился интернет-трафик. В сеть люди все чаще выходят именно с мобильных устройств, поэтому объем трафика, который они могут использовать в месяц, и его стоимость играют решающую роль при выборе тарифа.

Ведущие мобильные компании США расходятся в понимании того, как их клиенты хотят оплачивать свой мобильный интернет. Новейшие тарифы операторов Sprint и T-Mobile содержат традиционный вариант – безлимитный интернет для каждого из мобильных устройств в отдельности. Два других телеком-гиганта – Verizon и AT&T – предлагают своим клиентам подключить до 10 мобильных устройств к одному тарифному плану, в котором для них выделена определенная квота трафика.

У каждого из этих направлений есть свои преимущества, и реакция на новые тарифные планы в бизнес-среде неоднозначна. Безлимитные тарифы более привычны для пользователей – они позволяют пользоваться интернетом, не заботясь о трафике, не ограничивая свои потребности. С другой стороны, рост числа мобильных устройств и дороговизна безлимитных тарифов заставляют задуматься об общем трафике – в особенности для бизнеса.

Сегодня в России очевиден спрос именно на простые безлимитные тарифы мобильной передачи данных, отмечает Евгения Григорьева, руководитель департамента по продуктам мобильной связи бизнес-сегмента компании "ВымпелКом". "Но есть отдельный сегмент пользователей M2M-решений, для которых важна точность, – ведь трафика у них по умолчанию мало, а устройств много, поэтому вопросы экономии важны как никогда. Планы типа "shared data" являются стандартным вариантом тарифов с включенным объемом трафика в рамках решения "Центр управления М2М" от "ВымпелКома". Например, при подключении тарифа "М2М 10" платформа автоматически рассчитывает общий для SIM-карт объем трафика в зависимости от количества SIM-карт, которые подключены в рамках этого тарифного плана. Если подключено 3 SIM-карты, то общий пул будет равен 30 МБ и каждая SIM-карта может использовать столько, сколько необходимо. Главное – не выйти за пределы общего «кошелька»", – уточняет она.

Для мобильных компаний подобные тарифные планы являются неоднозначным, но необходимым ходом. Для бизнеса же они, безусловно, полезны, уверены эксперты. "С точки зрения мобильного оператора, концепция shared data может быть неоднозначна, о чем говорит отказ от ее внедрения многими крупными операторами. Что же касается корпоративных пользователей, им выгодны любые меры по снижению стоимости трафика, так как корпоративная среда все более задействует беспроводные каналы передачи данных в связи с активным развитием облачных сервисов и технологий мобильной работы. В более долгосрочной перспективе операторы могут и вовсе прийти к виртуальной SIM, модель потребления данных с которой изменится еще радикальнее", – отметил Павел Паплински, директор департамента стратегии и маркетинга компании Orange Business Services в России и СНГ.

В тренде мультиоблако — изучаем плюсы и минусы
Облака

Евгения Григорьева объясняет, для чего нужны такие тарифные планы, и чем они выгодны бизнесу, в особенности М2М-пользователям. Предположим, что потребление трафика трех объектов составляет в среднем 10 МБ в месяц, но одно устройство использует 8 МБ, другое 14, третье вообще 5 МБ, приводит она пример. Что делать? Если взять пакет 10 МБ, то будет перерасход трафика на одних и явный "недобор" на других устройствах. Пакет 15–20 МБ невыгоден, так как будет много неиспользованного трафика. "Безлимиты" опять же приведут к переплате. При подключении "линейного" тарифного плана бюджет на связь получится "плавающим" от месяца к месяцу, что крайне неудобно для бизнеса. "Тарифные планы с включенным трафиком "в среднем на SIM-карту" все эти проблемы устраняют, а клиент получает максимальную экономию при фиксированном бюджете", – объясняет Евгения Григорьева.

Мобильные операторы, которые ввели подобные тарифные планы, не скрывают того, что их взоры обращены в будущее. И AT&T, и Verizon заявили, что рассчитывают на рост популярности бытовых приборов, подключенных к интернету, уже в самое ближайшее время.

Пока же бизнесу предстоит выбрать между дорогими, но понятными безлимитными тарифами и планами shared data, которые позволяют экономить на мобильном трафике и подключать к одному тарифу сразу несколько устройств. Под подсчетам Verizon, одного гигабайта мобильного трафика должно хватить на 250 писем, три часа прослушивания музыки онлайн и просмотр 2 часов видео в стандартном качестве. Компаниям, которые выберут лимитированные тарифы, предстоит определить, сколько трафика необходимо их сотрудникам.

Евгений Смирнов