МЭРТ не жалеет миллиардов на ОЭЗ
Стали известны новые подробности о принципах формирования региональных государственно-частных венчурных фондов под эгидой МЭРТ, на поддержку которых министерство потратит свыше миллиарда рублей. Напомним, что министерство планирует создать 67 региональныхСубъект Федерации | Объем государственных средств (млн руб.) |
г. Москва | 400 |
Московская область | 100 |
Красноярский Край | 60 |
Томская область | 60 |
Пермская область | 100 |
Республика Татарстан | 400 |
Последней новостью стала публикация условий участия в открытом конкурсе по отбору управляющих компаний венчурных фондов МЭРТ. Управляющая компания, выигравшая конкурс, обязуется в срок не более 6 месяцев с момента объявления результатов привлечь денежные средста частных инвесторов в объеме, равном объему фонда содействия.
Карта особых экономических зон России почти полностью совпадает с расположением регионов, где создаются венчурные фонды по программе МЭРТ.
Источник: «
«Программа МЭРТ по созданию венчурных фондов, где предусматривается 50-процентное участие государства в капитале фондов, безусловно, значительный шаг вперед со стороны государства, пусть и сделанный с десятилетним опозданием, комментирует ситуацию Сергей Шалманов, аналитик CNews Analytics. Но формирование этой системы фондов, в первую очередь, связано с созданием ОЭЗ и не направлено на венчурное финансирование инноваций в
Отметим, что, согласно данным исследования «Венчурные инвестиции в Российской Федерации: 19942001 годы», среди 225 компаний, привлекших венчурные инвестиции в России, число высокотехнологичных в широком смысле не превышает 15, причем лишь шесть из них это компании высокотехнологичного сектора.
Программа МЭРТ разрабатывалась по образцу схем
Тем не менее, инвесторы и аналитики сомневаются в том, что программа МЭРТ сможет обеспечить аналогичный рывок в России и привлечь большие объемы капитала именно в инновации. Дело в том, что основной целью подобной схемы должен стать рост инвестиционной привлекательности сектора «высокий доход высокий риск», к которому и относится подавляющее число инновационных стартапов. Если же приоритетом фондов становится гарантированное обеспечение продекларированной доходности при более умеренных объемах прибыли, то инвестиции делаются преимущественно в более зрелые компании, находящиеся на стадии расширения и имеющие сложившиеся рынки, как правило, в уже развитых отраслях. Такие инвестиции называются private equity (прямое инвестирование), и задачу превращения инновационных идей в экономически прибыльные проекты они не решают. В отличие от венчурных фондов, индустрия private equity в России уже развита достаточно неплохо, в стране действуют несколько десятков крупных фондов, как отечественных, так и иностранных. Основными объектами вложений являются потребительский рынок, телекоммуникации, связь (с опорой на импортные технологические решения).
Таким образом, для технологического рывка требуется четкое разграничение венчурных и прямых частных инвестиций и направленность
К сожалению, анализ программы МЭРТ показывает, что фонды, создаваемые в ее рамках, ориентированы, скорее, на сектор private equity. Для
Требования к управляющей компании в рамках конкурса еще раз подтверждают обозначенную направленность программы МЭРТ на сектор private equity. Согласно условиям конкурса, российские УК получают шансы на управление венчурным фондом, лишь если продолжительность их деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами на дату подачи заявки в конкурсе составляет не менее 2 лет; активы под их доверительным управлением в течение 2005 г. составляли не менее 0,51 млрд руб; собственный капитал по состоянию на 1 января 2006 г. составлял не менее 30 млн руб. Кроме того, обязательным требованием является наличие в управлении в 2005 г. активов не менее 3 паевых инвестиционных фондов и не менее чем 3-летнего стажа работы руководителей УК в этом качестве и/или на рынке ценных бумаг.
Для иностранных участников конкурса предполагается наличие опыта работы на российском рынке прямого и венчурного инвестирования и продолжительность деятельности по управлению фондами прямых и венчурных инвестиций не менее 5 лет.
Требования, налагаемые на российские УК, создают ситуацию, когда победителями конкурса могут стать лишь крупные компании, пришедшие из private equity или других инвестиционных сегментов, не связанных с наукоемким предпринимательством, и, по сути, отсекают именно те коллективы, для которых основным приоритетом стала коммерциализация технологий в российских условиях. Последние не имеют опыта управления ПИФ при наличии огромной квалификации именно в превращении научной идеи в коммерческий продукт в рамках «неформального» венчурного проекта, то есть без официальной регистрации фонда. А основным фактором успеха венчурных фондов является именно «совместная жизнь инвестора с проектом», то есть непосредственное участие в процессе развития компании на ранней стадии и помощь в организации бизнеса. Эффективность УК, пришедших из других секторов, в этом качестве вызывает сомнения.
Таким образом, в существующей программе