Парламентские слушания, посвященные закону «Об особых экономических зонах в РФ» (ОЭЗ), еще раз продемонстрировали,
что ИТ-отрасль ничего не получит с принятием этого закона. Более того, предусмотренные механизмы вызывают обоснованные
сомнения в их эффективности для высокотехнологичных производств в целом. Несмотря на это, автор закона Министерство
экономического развития и торговли РФ (МЭРТ) прилагает все усилия для того, что бы он был принят Госдумой до завершения
весенней сессии: 10 июля во втором и третьем чтениях одновременно.
Закон об ОЭЗ и сейчас бы лежал в МЭРТ, если бы не усилия представителей ИТ-отрасли, при поддержке Мининформсвязи РФ. Ситуация кардинально изменилась после поездкипрезидента России в Бангалор и совещания в Новосибирске, когда Владимир Путинпотребовал, чтобы законопроект об ОЭЗ, призванный обеспечить создание нормативно-правовой основы для развития наукоемких производств, был внесен в Госдуму до 1 марта 2005 года. Создание технопарков в сфере ИТ, по словам президента, стало национальной задачей России. Но закон об ОЭЗ «не решает базовую проблему создания прорыва в области ИТ», выразил общее мнение Олег Бяхов, директор департамента стратегии построения информационного общества Мининформсвязи РФ. «Поддержки для ИТ-отрасли не создается вообще», отмечает Максим Письмак, директор по развитию компании «Ронда».
Закон об ОЭЗ предполагает создание зон двух типов: производственно-промышленные, площадью не более 10 кв. км предназначены для производства «передовой» промышленной продукции; технико-внедренческие, площадью не более 2 кв. км для развития «прорывных» технологий. Казалось бы, зоны второго типа подходят для ИТ-компаний, но воздвигнутые ограничения непреодолимы. Все сотрудники компании должны работать на территории ОЭЗ, что невозможно для подавляющего большинства ИТ-компаний по причине распределенной структуры и высоких затрат на перемещение и обустройство сотрудников. Кроме того, «в законе об ОЭЗ везде говорится о перемещении товаров», отмечает Олег Бяхов, и непонятно как будет подтверждаться факт пересечения границы для экспортеров ПО и услуг в сфере ИТ-аутсорсинга.
Проблемой станет получение «входного билета» в ОЭЗ. «Очень непростой процесс получения статуса резидента ОЭЗ, так как компании отдельному юридическому лицу надо зарегистрироваться на территории данного муниципального образования и не иметь отделений и филиалов», отмечает г-н Бяхов. Кроме того, необходимо представить бизнес-план, после рассмотрения, которого эксперты ОЭЗ могут присвоить компании статус резидента зоны. Правда, в порядке односторонней инициативы этот статус сложить не удастся. Кроме того, в законопроекте об ОЭЗ принцип «одного окна» доведен до абсурда, когда один и тот же административный орган и согласует бизнес-план для обоснования статуса резидента, и готовит документы на лишение этого статуса, и налоги собирает, и таможенную очистку производит… Как заметил чиновник, закон создает «административного микромонстра» на территории ОЭЗ.
Предлагаемые механизмы стимулирования не распространяются на компании, уже инвестировавшие значительные средства в высокотехнологичные производства, как, например, АФК «Система» в зеленоградскийхай-тек. Более того, согласно закону об ОЭЗ, вводится ограничение по инвестициям, куда будут включаться только материальные активы. Инвестируя в железо, мы, может быть и создадим товары хорошего качества, но к инновационному прорыву это не имеет никакого отношения, полагает директор департамента стратегии построения информационного обществаМининформсвязи РФ. Его поддержал председатель профильного комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов. «Многие губернаторы сейчас опасаются, что не смогут участвовать в проектах по созданию зон», говорит он.
«Закон об ОЭЗ решает проблему привлечения инвестиций в новые производства, но не в существующие», подчеркнул г-н Бяхов и отметил. «Нет уверенности, что проблем решенных этим законом будем меньше, чем порожденных». Однако помощник главы МЭРТАйгуль Халикова считает, что это не так и закон разрешить немало проблем. До 2010 года в России предполагается создать 10 ОЭЗ, по пять каждого типа. Между тем Андрей Шаронов, выступая на парламентских слушаниях, отметил, что стоимость создания одной промышленно-производственной зоны выросла почти до $120 млн. (€88 млн.), тогда как первоначально называлась сумма в $100 млн. Финансирование будет осуществляться на паритетных началах центром и регионами. Однако необходимость инвестирования столь значительных средств порождает обоснованные сомнения, как со стороны бизнесменов, так и губернаторов о том, что выгоды ОЭЗ перевесят убытки.
В налогах участникам особых зон, по сути, даются смехотворные послабления, считает заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Елена Панина. Никаких льгот в рамках ОЭЗ не планируется давать малым предприятиям, а ведь именно мелкие формы в свое время дали начало знаменитой Силиконовой долине, полагает депутат.
В ассоциации «Руссофт» так же считают, что закон не отвечает интересам ИТ-отрасли и «создает лишь преференции для отдельных участников рынка», подчеркнул Валентин Макаров, президент ассоциации. В АП КИТ придерживаются аналогичного мнения льготы нужны всей отрасли и с эту точку зрения разделяют в Мининформсвязи РФ. В частности, министерство предлагало создать третий тип зон, для решения проблем отрасли. «Необходимо разрабатывать специальный налоговый режим, отмечает Олег Бяхов. Создать территориальный налоговый режим для отрасли невозможно». Задача ближайших лет, по его мнению «встроиться» в международное разделение труда в сфере разработки ПО и ИТ-аутсорсинга по «ирландской модели». Россия, в условия быстрого расширения этого сегмента международного рынка призвана стать одним из центров разработки достаточно сложных программных продуктов, а не дешевых «полуфабрикатов».