Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура

IBM продаст бизнес ПК китайцам?

Продажу подразделения IBM по производству ПК китайской компании Lenovo на азиатском рынке считают уже почти свершившейся, и даже называют сумму сделки — $2 млрд. Западные же аналитики не столь уверены в достоверности этих слухов, указывая, что продукция обеих компаний нацелена на разные секторы рынка.
Лавина сообщений о принятом корпорацией IBM решении отказаться от выпуска персональных компьютеров под собственной торговой маркой, продав свой бизнес сторонней компании, разрастается. По мнению аналитиков, оживленно комментирующих данную новость, подобное решение свидетельствует о том, что производящие ПК компании, находясь в жестких тисках очень низкой прибыльности и медленного роста, приступают к глобальной консолидации. Однако относительно масштабов грядущего процесса мнения у экспертов расходятся.

По сообщению Deal.com, корпорация IBM всерьез рассматривает возможность продажи своего бизнеса по производству настольных и мобильных компьютеров китайскому производителю ПК компании Lenovo за $2 млрд. Компания Lenovo, ранее известная как Legend Group, уже была готова сделать следующий рывок в области консолидации производства ПК. Ранее в этом году ее руководство заявило, что намерено повысить долю прибыли, получаемой за рубежом. Совсем недавно компания стала крупнейшим национальным производителем ПК, оттеснив предыдущего лидера, компанию Founder Electronics, на второй план. И все-таки, несмотря на успешный рост, решение китайцев приобрести «железный» бизнес у самой IBM оказалось неожиданным для экспертов — слишком различной, на их взгляд, является специфика рынков обеих компаний. IBM, в отличие от Lenovo, поставляла свои ПК преимущественно корпоративным клиентам.

«Lenovo не имеет прочных связей с корпоративной клиентской базой, — подытоживает Брент Брейслин (Brent Bracelin), аналитик компании Pacific Crest Securities. — Многие из числа бывших клиентов IBM после заключения сделки могут переметнуться к другим поставщикам».

Кому решение IBM на руку, так это крупнейшему в настоящее время мировому производителю ПК компании Dell, которой представляется уникальный шанс существенно обогатить собственную клиентскую базу. «Большую часть прибыли от этого получит Dell», — также полагает г-н Брейслин.

Для американских производителей ПК в решении IBM есть и тревожные моменты. Энди Ефстафиу (Andy Efstafiou), менеджер компании Yankee Group, указывает на тот факт, что данная сделка приведет к росту ценового давления на национальных производителей, и в первую очередь — на компанию Hewlett-Packard.

"НР сумел завоевать и даже увеличить свою долю на рынке ПК за счет крайне агрессивной ценовой политики, — поясняет Энди Ефстафиу, — вследствие чего практически никаких резервов в данной области бизнеса у компании нет. У Dell есть возможность снизить цену, однако «прорыв» на рынок США зарубежного и недорогого производителя заставляет предельно внимательно следить за событиями".

Что касается самой IBM, то сам факт принятия ею подобного решения ни для кого неожиданностью не стал — на протяжении ряда лет компания постепенно смещала акценты в своей деятельности с большинства «железных» направлений деятельности в область информационного консалтинга, хранения данных и серверов. В декабре 2002 года компания продала свой бизнес по выпуску жестких дисков японской Hitachi примерно за $2 млрд. Уже в этом году IBM избавилась от ряда полупроводниковых производств — в том числе от линейки полупроводников для сетевых устройств, хранения данных и пользовательских приложений, проданной компании Applied Micro Circuits за $227 млн.

Бизнес по производству ПК «голубого гиганта» отчаянно боролся за право на жизнь, хотя недавно ему удалось улучшить свои показатели. В 2003 году оборот связанных с производством ПК подразделений IBM составил $11,5 млрд., что на 3,3% превысило соответствующий показатель 2002 года. Тем не менее, его убытки (до налогообложения) составили $118 млн.

Приведет ли планируемая сделка к большей консолидации рынка ПК? Ряд экспертов полагают, что даже если она и осуществится, то не вызовет цепную реакцию аналогичных сделок среди других крупных игроков. Dell традиционно с недоверием относится к покупке других компаний, а небольшие по размерам приобретения, которые компания совершала ранее, касались, в основном, не столько компьютерного «железа», сколько сервисов. НР еще не оправилась от приобретения Compaq Computers, и вряд ли примет участие в подобной игре, говорят наблюдатели.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Процесс консолидации промышленности по выпуску ПК частично уже шел на протяжении последних лет. Важной его вехой стало объединение двух гигантов — НР и Compaq. Два ведущих производителя, столкнувшись с убытками, объединились в 2002 году. Сумма сделки составила $19 млрд.

Компания Gateway также предприняла попытку сократить число игроков на рынке ПК, купив за $262 млн. быстро растущего и приносящего прибыль лидера в области недорогих настольных ПК, компанию eMachines. С завершением этой сделки в текущем году исполнительный директор последней Уэйн Инойи (Wayne Inouye) возглавил Gateway, пообещав привнести в нее малозатратную структуру eMachines.

Наблюдатели отмечают, что улучшающиеся показатели Gateway делают ею саму весьма желанным приобретением. В этом случае наиболее логичным, по мнению ряда экспертов, было бы предположить, что ее гипотетическим покупателем также выступит Lenovo, которая тоже сконцентрирована на выпуске недорогих ПК.

Исследовательская компания Gartner в своем недавнем отчете предсказывала, что IBM и НР могут прийти к решению избавиться от своих занятых выпуском ПК структур, если «сокращение пределов доходности покажется слишком и резервов покажется слишком большим родительским компаниям». В отчете указывалось также, что из 10 ведущих мировых производителей ПК только Dell постоянно заявляла о прибылях на протяжении последних нескольких лет. По данным Gartner, IBM занимала третье место на рынке после Dell и НР. Девятое место было за Lenovo, десятую позицию занимала Gateway.

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

Ряд экспертов высказывают предположение, что более вероятна консолидация не производителей ПК, а других борющихся за место под солнцем компаний — например, поставщиком элементной базы, в том числе — производителей жестких дисков.

«Рынок ПК и так уже неплохо консолидирован, однако производство жестких дисков представляет собой весьма зрелую и высокоразвитую часть общей цепочки, снабжающей производителей ПК», — резюмирует последнюю точку зрения г-н Брейслин.

Тем временем китайцы не дают рынку возможности «переварить» заставшую его врасплох новость. По сообщению DigiTimes, Lenovo намерена анонсировать готовящуюся сделку с IBM уже на этой неделе. Новый владелец уже запланировал реструктуризацию сетей сбыта обеих компаний в мировом масштабе.