Разделы

Бизнес

"Альфа Банк Экспресс" пойдет в регионы

Компания Accenture и «Альфа-Банк» объявили о завершении проекта «Меркурий». Под его космическим названием скрывается не что иное, как создание и внедрение инфраструктуры и технологической платформы для отделений нового формата, известных москвичам как «Альфа Банк Экспресс». Проект начался еще в 2001 году, но банк решился объявить об его завершении только вчера, поскольку лишь сейчас закончил процесс мониторинга работы системы. Некоторые игроки рынка считают, что «Меркурий» стоил карьеры ряду топ-менеджеров «Альфа-Банка».
Сегодня в Москве открыто 27 отделений «Альфа Банк Экспресс», у банка более150 тысяч клиентов - частных лиц, а создание электронных каналов доступа к продуктам и услугам банка продолжается. Клиенты имеют возможность пользоваться продуктами и услугами банка — как в отделениях банка, так и в сети банкоматов, через интернет-банк, телефонный банк, могут получать кредиты в точках продаж. При этом услуги банка не привязаны к конкретному отделению, как в большинстве российских банков, а все основные операции выполняются в режиме реального времени.

Основной технологической платформой для розничного бизнеса банка служат автоматизированная банковская система Equation и пакет Equation Branch Automation, разработанные британской компанией Misys, системы выпуска и обслуживания пластиковых карт TP II, TP CMS американской компании IFS и Smart Vista российской компании БПЦ, а также решение для поддержки электронных каналов банковского обслуживания.

Как отмечалось, проект был начал в 2001 году, система была спроектирована в феврале 2002 года. Внедрение функциональности розничного бизнеса было разбито на три этапа. В декабре 2002 года был реализован первый этап проекта — открыто первое отделение «Альфа Банк Экспресс». Второй и третий этапы проекта содержали дополнительную функциональность, а также открывали доступ к продуктам и услугам по альтернативным каналам. Они были завершены в июле 2003 года и в феврале 2004 года соответственно. С момента окончания внедрения до января 2005 года осуществлялся мониторинг системы и дополнительное «нагрузочное» тестирование.

Системным интегратором проекта являлась компания Accenture, которая отвечала за внедрение технологической платформы нового бизнеса. Она была выбрана в ходе тендера, организованного «Альфа-Банком». Accenture контролировала работу восьми компаний-субподрядчиков проекта. Под управлением Accenture разработанное поставщиками программное обеспечение было протестировано и внедрено в промышленную эксплуатацию. Разработка, тестирование и внедрение проводились Accenture с использованием собственной методологии и средств управления проектами.

Как рассказал директор по развитию и внедрению продуктов «Альфа-Банка» Виктор Орловский, в перспективе банк планирует открытие отделений розничного бизнеса в регионах. «У нас есть планы по экспансии в Москве, но отделения „Альфа Банк Экспресс“ покрывают весь центр города, и открывать новые отделения мы будем, скорее всего, в „спальных“ районах», — поясняет он. 

В беседе с обозревателем CNews г-н Орловский отметил, что оценки руководством банка проекта «Альфа Банк Экспресс» были достаточно высоки. Однако он воздержался от ответа по поводу сроков окупаемости проекта: «Это внутренний инвестиционный проект, и каких-то сумм инвестиций и сроков окупаемости мы называть не планировали». При этом он отметил, что для того, чтобы вложения банка в автоматизацию окупились, необходим достаточно большой период времени. И, по его словам, до настоящего времени претензий, связанных с прибыльностью развивающегося проекта, акционерами банка не предъявлялось.

Как подготовить ИТ-архитектуру к внедрению ИИ
цифровизация

Собеседники CNews из Accenture отметили, что «Альфа Банк Экспресс» — это инвестиционный проект, и ИТ-составляющая была лишь частью этого проекта. А поскольку ритейл без технологии не живет, можно сказать, что внедрение уже окупилось: ведь без соответствующей ИТ-системы этот бизнес не мог бы существовать.

Между тем, в марте 2004 года ряд СМИ сообщал об увольнении четверых членов правления «Альфа-Банка». Одному из них, Мачею Лебковски, в свое время был поручен запуск проекта «Альфа Банк Экспресс» в России и развитие ритейла «Альфа-Банка» в целом. Ранее г-н Лебковски успешно реализовал аналогичный проект в Польше. Некоторые банкиры связывали уход Лебковски с тем, что его проект «Альфа Банк Экспресс» не оправдал ожиданий акционеров. Сам же Лебковски отмечал, что проект вышел на операционную прибыль. После отставки Лебковски розничный бизнес «Альфа-Банка» стал курировать Петр Шмида.

По мнению главы представительства Accenture в России Александра Горина, тенденция такова, что высокоэффективные компании тратят на ИТ меньше, чем малоэффективные. Однако эти деньги тратятся на те проекты, которые поддерживают бизнес. «Основную прибыль банки получают в ритейловом сегменте, а не в корпоративном, — считает он. — Но эти инвестиции в процентном соотношении окупаются быстрее, чем корпоративные: несмотря на то, что корпоративный рынок „спокойнее“, деньги „отбиваются“ быстрее именно на ритейле».