Разделы

Бизнес Интернет Ритейл Техника Бытовая техника Маркет

Интернет-магазины в «черную пятницу» подняли цены вместо того, чтобы снизить. Опрос

Из года в год интернет-магазины пытаются воспользоваться «черной пятницей» с максимальной выгодой для себя — и некоторые магазины продают товары дороже, чем они стоили вчера.

Грабли — 2018

CNews нашел явные признаки того, что российские интернет-магазины и в 2018 г. не изменили своей традиции завышать цены во всеобщий день скидок. Например, в эту «черную пятницу» наушники Airpods подорожали на Ozon, а свитер S.Oliver — на Wildberries. Всего пару дней назад они стоили дешевле.

У акции «черная пятница» в Рунете два конкурирующих организатора: ООО «Блэк фрайдэй» (blackfridaysale.ru) и АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли). Они обещали наказывать нарушителей «снятием товаров с распродажи» или «исключением из акции» за рецидивы. Ozon и Wildberries являются участниками и партнерами обеих организаций, но в реальности жесткие санкции к ним представить сложно.

Впрочем, Ozon формально наказывать не за что: на странице с Airpods и нет указания на черную пятницу (кстати, до конца 2017 г. это словосочетание даже было запрещено использовать всем подряд, оно охранялось как товарный знак). Сегодняшняя цена на наушники Apple Airpods составляет 12 990 руб. (см. скриншот 1).

Фото: ozon.ru
Скриншот 1

За два дня до «черной пятницы» лот стоил более чем на тысячу рублей дешевле (см. скриншот 2).

Фото: rambler.ru
Скриншот 2

И все же это сработало. К 14-30 по Москве 23 ноября 2018 г. на странице товара в появился статус «товар закончился» (см. скриншот 3).

Фото: ozon.ru
Скриншот 3

Правда, чуть позже этот лот снова стал доступен для заказа.

PR-директор Ozon Мария Заикина в разговоре CNews подчеркнула, что ее компания не манипулирует ценами. «21 ноября на ограниченные слоты популярных товаров, в том числе на Airpods, была запущена дополнительная скидка — поэтому в этот день скидка была больше — 1 680 руб. Буквально за 20 часов партия по этой цене была распродана. Мы прозрачно указываем изначальную цену (мы ей не манипулируем, это видно из карточек товара) и размер скидки: 19 ноября и 23 ноября скидка от изначальной цены 13 490 рублей была 500 рублей, 21 ноября во время дополнительного промо — 1 680 руб.», — заверяет она.

«Черная пятница» может разгонять инфляцию

Отличился и магазин Wildberries. Ценовых «накладок» по технике в нем не обнаружилось, зато зафиксирован рост цен на одежду. Кофта S.Oliver еще 19 ноября в Wildberries стоила 3096 руб. (см. скриншот 4).

Фото: google.com
Скриншот 4

А 23 ноября — стоила уже 3349 руб. (см. скриншот 5)

Фото: wildberries.ru
Скриншот 5

В пресс-службе Wildberries сообщили, что магазин не виноват: «Стоимость ассортимента, представленного на Wildberries, наши поставщики определяют самостоятельно. Мы мониторим цены поставщиков и следим за тем, чтобы они не поднимали цены выше установленных изначально при поставке и постарались уделить этому особое внимание перед ноябрьскими распродажами. В случае выявления недобросовестного поведения поставщиков мы временно блокируем такие товары и скрываем их с сайта».

Как на подготовке кадров для цифровой экономики сэкономили более 100 млрд руб.
Цифровизация

В «черную пятницу» и следующий за ней «киберпонедельник» ценовые странности случаются ежегодно, в них были замечены самые разные торговые площадки: Aliexpress, «Юлмарт», Enter, Mediamarkt и пр.

Обширное исследование по чернопятничным ценам в 2013-2015 гг. делал пользователь «Хабра» Pashkevich — спустя 3-6 недель после «распродажи» он делал выкладки по большому массиву ценовых данных. Вышло, что цены в «черную пятницу» в несколько раз чаще растут, нежели снижаются. И наоборот, цены в основном снижаются как раз после «черной пятницы» — но менее значительно, чем растут перед пятницей. В выборку Пашкевича попадали: ozon.ru, enter.ru, technopark.ru, mvideo.ru, euroset.ru, svyaznoy.ru, eldorado.ru, citilink.ru, tehnosila.ru, holodilnik.ru, pleer.ru.

Мало кто из потребителей знает об этом исследовании, но большинство и так это чувствуют. На днях стали известны результаты опроса («Битрикс24»), согласно которым 62% респондентов никогда не покупали товары во время «черной пятницы», а три четверти опрошенных не верят, что российские ритейлеры дают настоящие скидки на свои товары во время «черной пятницы».

Вице-президент АКИТ Лия Левинбук поблагодарила CNews за бдительность и сообщила, что ее организация проверяет честность скидок по товарам, которые выкладываются площадке распродажи www.b-friday.com. «И главный индикатор для нас — это случаи завышения регулярной цены. Этих предложений [вышеопубликованных] на площадке распродажи нет. Ни в первом, ни во втором случае речь не идёт ни о какой искусственной скидке — старая цена не завышена и размер скидки также указан верно. Ритейлеры самостоятельно выбирают размер скидки, которую они планируют дать».

Тарас Подрез, Константин Гранин, Дмитрий Гайдаш